Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Теория иллюзий

Либо правда, либо всё хорошо

Кто в молодости не был радикалом, у того нет сердца. А кто к зрелости не стал консерватором, у того нет мозгов. Это не я сказал, а сэр Уинстон Черчилль.

Большинство нынешних товарищей по оппозиционной борьбе в 90-е годы только родились, то есть когда 90-е закончились, они даже в школу ещё не ходили. И я всем им могу только горячий привет передать.

Прежде чем смело утверждать, что ты против чего-то борешься, надо хотя бы попробовать взглянуть немножко шире. Путин со всеми своими минусами не с неба свалился, не с Марса прилетел и всё тут оккупировал. Это не просто закономерность, это вообще единственно возможный результат тех самых 90-х годов. Потому что, когда развалилось всё, когда президент Ельцин десять лет вообще ничего не делал, а весь государственный аппарат разложился на корню, людям сказали: «Делайте, что хотите», — люди и стали делать. Но на смену этой коммунистической номенклатуре пришли не романтики типа Явлинского, а конкретные пацаны, которые стали делать всё по-своему.

Всё время кто-то у нас говорит: мол, Путин придушил демократию. При этом возникает логичный вопрос: а была ли вообще эта самая демократия? На мой взгляд, количество власти в обществе всё время приблизительно одинаковое. И демократические общества — это те, в которых народ часть этой власти берёт себе. Она же по большому счёту лежит под ногами, надо её просто поднять. Например, собираются жители соседних домов — решают дорожку заасфальтировать. То есть просто берут себе часть властных функций. Если народ на протяжении 15 лет не брал — ему тупо совали власть, а он говорил: «Мне не надо!

Я не беру!» — как тут мог не появиться человек, который сказал: «Ну хорошо. Раз вы не берете, тогда я возьму?».

Это не Путин — диктатор, это ты — идиот. Ты вот иди прямо сейчас и делай! И никто тебе не откажет. Принято считать, что сейчас у нас нет демократических возможностей, как нет и свободы слова. Лично я выпускаю такие книжки, которые хочу. Мне никто ни разу слова не сказал. У меня книжка с биографиями десяти самых богатых людей страны, которую я с ними не согласовывал. Я в ней написал всё, что я думаю.

Никто меня не застрелил.

Иллюзия, будто Путин взял власти больше, чем он мог взять, происходит от банального незнания фактов. И говорят об этом в основном в Москве и Петербурге. Когда у меня появились деньги от книжек, я стал много ездить, причём не за границу, а именно по стране. И ни в Нарьян-Маре, ни в Кызыле — столице Тувы — люди против Путина ничего не имеют. Такие люди к Путину относятся совершенно иначе, нежели наши 16-летние оппозиционеры. Они говорят: «Ни хрена себе! Человек-то реально делом занимается!».

Илья СТОГОFF,
писатель, блогер