Четверг, 18 июля 2024

Редакция

И пусть не думают, что мёртвые не слышат,

Губернатор Сергей Митин у мемориала в Лычкове

когда о них потомки говорят

15 мая, в день выхода в свет этого номера, в Шаталовском районе Смоленской области будут перезахоронены останки экипажа ТУ-2, найденного в апреле демянскими поисковиками.
Экипаж гвардии майора Столярова погиб 14 марта 1943 года. Выполнив задание, летчики возвращались в полк. Вражеские истребители атаковали их уже на освобожденной советскими войсками территории. Командиру удалось посадить поврежденный самолет, но внизу оказалось минное поле. Так бывает на войне...

Последний полёт

72 года родные и близкие заместителя командира 47-го авиаполка Валериана Столярова, стрелка-радиста Марка Башука и стрелка Николая Бочкова, зная их судьбу, не могли преклонить колен — негде. Теперь есть такое место — на Смоленщине, там, где служат современные военные летчики, наследники традиций гвардейцев Великой Отечественной.

Обтянутая красной материей урна была передана смолянам 7 мая. Это был особый день для Демянска. Торжественный — как преддверие Победы. И щемяще-печальный. С митингом и с панихидой — в память о павших. В тот день в поселке перезахоронили 96 воинов 1-й маневренной воздушной десантной бригады, останки которых были обнаружены в ходе нынешней экспедиции «Долины».

Место боя было известно давно — урочище Корнево. И обстоятельства: измотанные части, выходя из немецкого тыла, попали в так называемый «огневой мешок». Десантников искали более 20 лет...

Накануне Дня Победы экипаж Ту-2 совершил свой последний полет. Военный вертолет сделал прощальный круг, пророкотав над самыми макушками деревьев. Кто-то из присутствовавших на траурной церемонии даже пригнулся от неожиданности.

Каково было тем, кого в 1941–1945 годах гнули по-настоящему? Просто представить, на секунды какие-то. Не согнули. Вот этих десантников и летчиков оказалось легче убить. Сотни, тысячи, миллионы стоявших до последнего. Поэтому мы, нынешние, стоим в полный рост. И в такие дни должны быть здесь. По-женски касаясь глаз, по-мужски играя скулами. Когда накатывает. Иначе даже самые проникновенные слова будут всего лишь словами.

Никто не забыт...

Об этом не надо говорить тем, кто в очередной раз отстоял Вахту Памяти. Две с половиной тысячи поисков, включая Казахстан, Белоруссию и Луганск.

7 мая в Демянске состоялось еще и торжественное собрание, на котором губернатор Новгородской области Сергей МИТИН поблагодарил большую группу поисковиков из отрядов «Демянск» и «Находка». Благодарственные письма, грамоты. Областная юбилейная медаль — командиру «Находки» Александру МОРЗУНОВУ. Александр Петрович с товарищами и нашли тот самый Ту-2.

Более 11 тысяч найденных солдат и офицеров — это полная цифра с учетом всех предыдущих весенних вахт. Множество обнаруженных медальонов, и значит, установленных имен. Уже 11 тысяч! Вот что такое Демянский котел, недооцененный историками. Здесь не было яркой и сокрушительной победы. Тяжелая и кровавая работа, изматывание врага. Один лишь пример: под Демянском советские десантники уничтожили более 250 транспортных самолетов Люфтваффе. Этот ущерб Германия так и не смогла возместить.

Никто не забыт... Было время, всякое лезло в голову при виде облупившихся, состарившихся солдат на многочисленных наших мемориалах, установленных в советские годы. Кто бы и что бы ни говорил про губернаторский «нажим» на местных глав, важен результат. В нашей области — 611 памятников павшим в Великой Отечественной. Теперь за них не стыдно.

Какой у нас народ

Но о чем говорил глава области, встречаясь в предпраздничные дни с самыми разными людьми и, конечно же, с ветеранами в том числе, вернее, в первую очередь? О том, что наша память — отражение нашего патриотизма. Это чувство было всегда. Когда монголы или тевтонцы. Потом Наполеон и Гитлер, наконец. Каждая из больших побед — общая, народная. Вот и с памятниками так: плохо — общая вина, хорошо — заслуга.

Лычково. Место, где эта мысль особенно кстати. Тоже демянская земля. За «котел» немцы своим награды давали. Мы, наверное, никогда не узнаем, что, какой крест заработали «асы», разбомбившие в июле 1941-го эшелон с эвакуированными ленинградскими детьми. Бог им, сверхчеловекам, судья. О другом разговор: 10 лет назад, когда только-только стряхнули с себя оторопь разрушительных 1990-х, в Лычкове поставили памятник у вокзала. Средства на него собирали, как говорится, всем миром.

— Какой у нас народ! — Лидия ЖЕГУРОВА, командир боевой ветеранской группы, начавшей и выигравшей сражение за народный памятник, призналась, что именно тогда, когда все это делалось, поняла: у нас в России полно хороших, отзывчивых людей.

И это еще радует ветеранов: есть что и есть кому передать. К слову, материала за годы работы накопилось столько, что... Узнав об этом, Сергей Герасимович тут же подозвал руководителя департамента культуры, мол, надо помочь с изданием книги. К слову, губернатор и так приезжал в гости к лычковцам не с пустыми руками, подарив музейному центру компьютер. А там его вообще-то ждал чай с пирогами. Такой у нас народ.

Так будет

Да, на календаре уже 15-е. Больше недели со дня юбилея. Такова газетная наша планида: выстреливаем от номера к номеру. Военной тематики теперь станет меньше. Это нормально. Однако меньше разговоров никогда не означало меньше дела. Военно-патриотическая работа, несомненно, продолжится.

Казенно как-то написал. Не передает того, что происходило в наших душах до и в День Победы. Мы не всегда умеем передать. Зато когда глаза в глаза, когда в едином строю «Бессмертного полка»... Или когда в Лычкове неожиданно встречаешь народную артистку России и вдруг узнаешь, что ее мама — свидетельница той страшной бомбежки. Сам факт — Елена ЦЫПЛАКОВА здесь, у бронзовой девочки. Ей это нужно... Или разговариваешь в Демянске с девушкой Женей с Урала. Ее прадед — один из тех погибших десантников. Она не знает, есть ли он среди тех, кто был перезахоронен 7 мая. Никто не знает. Но она тоже была здесь.

И это все будет жить. И в тех мальчишках и девчонках, что стояли в эти дни в почетном карауле у многих наших памятников.

В тот день, возвращаясь в Великий Новгород, губернатор Сергей Митин задержался и в Парфинском районе. В считанных километрах от райцентра — Ясная Поляна. Деревня, чье имя сохраняется благодаря мемориалу. Шла подготовка к дню, на который было намечено захоронение останков солдат и офицеров, найденных поисковиками в наших болотах и лесах.

Сколько раз я проезжал мимо Ясной Поляны? И не замечал холмиков рядом с мемориалом. Оказывается, еще с 1990-х братское военное кладбище только разрасталось. Но на новые плиты и надгробия денег не было.

Губернатор, не тратя времени на предысторию вопроса, обратился к главе района Николаю ХАТУНЦЕВУ. Мол, надо изыскивать средства, поможем.

Будут новые памятники. И были: в областном центре установлен бюст командарму Ивану Коровникову, освобождавшему Новгород. Будет увековечена память героев — Александра Панкратова, закрывшего своей грудью амбразуру дзота; Якова Павлова, знаменитого защитника Сталинграда.

У Победы есть даты, у Памяти срока нет.13ludi

13maior

Фото Виталия ЛЕВИЦКОГО