Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Человек без кожи

Фильм о новгородской девушке-бабочке поедет в Канны

Российский документальный фильм «На кончиках пальцев» о девушке, больной буллёзным эпидермолизом, будет показан в Каннах.

Надежда Кузнецова живет в Великом Новгороде. Надя больна редким генетическим заболеванием — «синдромом бабочки»: кожа больного травмируется от любого прикосновения. Болезнь неизлечима. Как говорит сама Надя: «Я не борюсь с ней, я с ней живу». Режиссер Роман СУПЕР рассказал о том, как Надежда стала героиней его фильма.

— Роман, как вашей героине удалось обойти красоток актрис? Ведь на кинофестивале «Движение» ваш документальный фильм получил приз зрительских симпатий, а Надя — приз за лучшую женскую роль...

— Надя очень харизматичная и остроумная. И она совершенно справедливо показалась профессиональному жюри гораздо убедительнее профессиональных актрис. Жизнь мощнее выдумки. Реальные люди интереснее придуманных образов. Люди, поставленные самой природой в не самые выгодные обстоятельства, знают и умеют чуть-чуть больше других.

— Как принимали фильм на фестивале?

— После показа были долгие овации. Кажется, никто с показа не вышел, хотя кино не из простых, оно требует от зрителя проделать над собой сложную работу. Ну и у нас есть второй приз — приз зрительских симпатий, зрители проголосовали за нас, хотя конкурс на фестивале был очень сильный. Теперь фильм будет показан в Каннах, но вне конкурса. Никита Михалков каждый год возит обладателей приза зрительских симпатий фестиваля «Движения» на показы в Канны. В этом году повезут наш фильм.

— Буллезный эпидермолиз — не самая фото- и киногеничная болезнь. Как выходил из положения оператор?

— Мы не выходили из положения. Просто снимали как есть и показывали как есть. Люди, которые посчитают для себя нужным узнать о существовании этой болезни, фильм посмотрят, невзирая на нефотогеничность некоторых сцен. Люди, которые не хотят знать о таких людях, как Надя, фильм смотреть не будут. Все по-честному.

09Nadya

— Почему вы решились взяться за такую тяжелую тему?

— А я ничего не решал. Два года назад я просто поехал в очередную командировку. Ведущая программы, в которой я работал, Марианна Максимовская, дала мне задание: снять сюжет о людях, болеющих редким генетическим заболеванием — буллезным эпидермолизом. Я ужасно не хотел, всеми правдами и неправдами отбояривался от темы, но пришлось.

И вот приехал я к героине в Великий Новгород, нашел нужный дом, позвонил в дверь, дверь открылась, а я чуть не упал от увиденного. Передо мной стоял маленький человек без кожи. Но уже через полчаса мы с этим человеком общались, как старые друзья. Надя — невероятно обаятельная девушка. Потом я время от времени стал к ней возвращаться, жизнь девушки обрастала новыми и абсолютно киношными событиями, которые я фиксировал и потом смонтировал с помощью моих хороших друзей — режиссеров Сережи Нурмамеда и Димы Альтшулера.

Есть человеческие истории, которые никак не возможно уместить в рамки телевизионных сюжетов, пусть даже эти сюжеты делаются и для итоговых, а значит, больших программ. Рассказать фантастическую и в это же время абсолютно реальную историю Нади без умолчаний, без спешки и без оглядок на хронометраж можно было в фильме. Здорово, что такая возможность выдалась.

— В чем для вас смысл документального кино на социальную тематику? Что изменилось в жизни героини после участия в фильме?

— Я не думаю, что документальные фильмы кому-то что-то обязаны и должны. Но хороший фильм не может не вызвать реакцию. А плохой — не вызовет. Что изменилось в жизни героини после участия в фильме? Я задал ей этот вопрос, когда съемки уже заканчивались. Она ответила: «Конечно, все изменилось. Появилось ощущение того, что тебе могут помочь врачи за границей, если появляются большие проблемы. У меня появилось много друзей после этой истории».

— Чем работа в документалистике для вас отличается от работы на телевидении? Что изменилось в вашей жизни с уходом в документалистику?

— Было бы очень самонадеянным говорить, что я ушел в документалистику. Во-первых, настоящие документалисты поднимут на смех. Во-вторых, фильм «На кончиках пальцев» — не вполне документалистика. Он документален в том смысле, что история, рассказанная в нем, придумана самой жизнью. Но вот художественные приемы, режиссура, монтаж в фильме вполне себе телевизионные.

В фильме, например, много моего закадрового текста, что в документалистике считается уж совсем дурным тоном. Но что тут поделаешь? Фильм построен на моих телесюжетах о главной героине, снимался по заказу Первого канала. Поэтому выпрыгивать из телевизионного формата я не стал. Да и не очень умею это делать.

— В Интернете пишут, что Супер — не псевдоним. Это правда?

— Супер — настоящая фамилия. Зуб даю.

Алиса ОРЛОВА