Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Смена Ирины Петровой

или Как сестринское дело становится делом жизни

Здоровье пошатнулось — вся надежда на врача. Он ставит диагноз, назначает лечение. А всё остальное зачастую в руках медсестры.

Пусть у неё и не главная роль, но и к второстепенным персонажам тоже не причислишь. От профессиональных навыков медсестры зависит конечный результат — наше самочувствие. А среди них — поддержка пациента добрым словом, расположением, что сейчас называется владением основ психологии.

12 мая, в Международный день медицинской сестры, были названы победительницы областного конкурса среди среднего медицинского персонала. Наградой «За верность профессии» была отмечена Ирина ПЕТРОВА, участковая медицинская сестра поликлиники № 3 Центральной городской клинической больницы Великого Новгорода.

Хотелось быть нужной

Если кто-то считает, что медсестра в поликлинике лишь бумажки перебирает, — глубоко ошибается. Отработав на приёме, медсестра спешит на вызовы, на дом. А там... Там всегда отдельная история. Потом заполнение массы медицинских документов и, как правило, тогда, когда стрелки часов показывают, что рабочий день давно подошёл к концу. Прибавьте к этому профосмотры работников предприятий и организаций, диспансеризацию, регулярные посещения больных с хроническими заболеваниями. Если бы не небольшой отпуск Ирины Сергеевны, то для нашего разговора у неё вряд ли нашлась свободная минутка.

Её трудовой стаж — почти 30 лет. После выпускных экзаменов в школе она думала найти такую профессию, в которой стала бы нужной людям. Всё предельно просто. А мысли о зарплате тогда её меньше всего волновали. Представлялось: она в белом халате производит медицинские манипуляции, а все вокруг к ней относятся с уважением.

Она знала, чего хочет и что из себя представляет труд медика. Без иллюзий. В медицине оказалась во многом благодаря бабушке, которая работала в городском травмпункте. Ира часто наведывалась к ней. Девочке доверяли разложить медкарточки, была на подхвате. А на каникулах санитаркой устраивалась.

Остались воспоминания. Но не о стеснённых условиях работы — под травмпункт в поликлинике на Козьмодемьянской было выделено три комнатушки, — а о сплоченности коллектива: как говорится, в тесноте, да не в обиде. Дружно было, спокойно. Все праздники отмечали в маленькой ординаторской. И если надо было подменить коллегу — нет проблем, соглашались.

— Тогда за ночь в травмпункт поступали от силы два-три человека, а сейчас — не меньше сорока. Персоналу не получается ни присесть, ни отдохнуть, — рассказывает Ирина Петрова о настоящих буднях травмпункта, в котором она иногда подрабатывает.

Почему сегодня граждане не спешат беречь от травм ни свои, ни чужие руки и ноги, объясняет жестокосердием и злоупотреблением горячительными напитками. Медики уже мало чему удивляются.
Случай, который не может забыть Ирина Петрова. Однажды бригада «скорой помощи» доставила избитую компанией пьяных подростков старушку. Издевались над бабушкой от нечего делать.

Вместо мамы

Её мечтой было стать доктором. Но 30 лет назад в Новгороде из медицинских учебных заведений было только училище. Перебраться в столичный город по семейным обстоятельствам девушка не смогла.

Сравнивая, как учили в то время и сейчас, Ирина Сергеевна приходит к следующим выводам:

— Нас учили так, чтобы мы стали исключительно помощницами врачам. Что врач скажет, то строго и выполнять. Теперь требуется включать голову, думать, заниматься самообразованием. Нам всё чаще доверяют общаться с родственниками пациентов, вести занятия в школах здоровья. Меняется суть сестринского процесса.

И всё же говорить, что медсёстрам раньше работалось легче, она не спешит. После училища по распределению попала в детскую областную больницу. А вот отделение выбирала сама. Решила остановиться на травматологии и ортопедии, пожалуй, на самом сложном, куда доставляли тяжёлых маленьких пациентов.

На её попечении оказались сразу 60 ребятишек. И приходилось не только ставить капельницы, делать уколы, перевязать, но и накормить, девочкам косички заплести, успеть кровати перестелить. В отделение брали мам совсем маленьких детей и с тем расчётом, чтобы они потом медсёстрам помогали. Но мамы-то разные попадались, дополнительную нагрузку соглашались брать далеко не все. А работала Ирина сутки через сутки.

Бумажный бум

Последние десять лет она трудится в поликлинике № 3. Здесь специфика другая — на участковой медсестре ведение всей документации. По её подсчётам, количество бумаг увеличилось раза в три. Кстати, медсестра Петрова от постоянных бюрократических новшеств Минздрава не в восторге. Только привыкнешь к одному бланку, из ведомства уже шлют образец другого. А заполнение рецептурных листов — вообще отдельная эпопея. Название некоторых препаратов состоит из двух десятков букв. А ещё надо заполнить строчки по дозировке лекарства, указывать имя и фамилию пациента и доктора.

Сердце кровью обливается, когда видит, как пациенты свои амбулаторные карты в трубочки сворачивают. Старается, оформляет их, а потом к ним такое пренебрежение. Нередко пациенты уносят карты с собой. А это не положено, поэтому приходится по домам ходить, просить, чтобы вернули. За их отсутствие страховая компания обязательно оштрафует поликлинику. Проверки — одна за другой. Там штраф, тут штраф — сумма накапливается значительная. Её бы лучше на медикаменты или на те же бумагу с клеем пустить, а не в карман страховщикам.
Кстати, у Петровой два высших образования. По одному она — менеджер по управлению сестринскими кадрами, по второму — юрист. Зная социальное законодательство, она, например, может подсказать пациентам, находящимся на инвалидности, за какой льготой в какой отдел обратиться. И с Трудовым кодексом тоже нужно быть на «ты».

Не святые, но...

— Бывает, и мы не правы. Не святые. Придут больные под конец нашей смены, а мы с доктором вынуждены отказывать, — Петрова отвечает на вопрос о конфликтных ситуациях. — Мы же тоже устаём. За день принимаем человек тридцать, голова уже перестаёт соображать. Объясняем: подождите, скоро в кабинете появится другой доктор. Кто-то понимает, а кто-то дверь ногой открывает. Но одному пациенту достаточно пять минут уделить, а с другим не меньше часа разговариваешь. Нам потом упрёк от следующего: почему ему, больному, пришлось ждать? Иногда так и хочется спросить, а кто в поликлинику здоровый приходит? Недавно услышала фразу: живём мы сейчас при капиталистическом строе, а медицину хотят такую, какая была при социализме.

Что её обижает? Не обвинения пациентов, а зарплата. С экранов телевизоров часто озвучивают её средний размер. При этом не сообщают: чтобы получать столько, нужно работать минимум на двух ставках. Впрочем, и бросать свою профессию, увольняться она не хочет. Ничего другого делать не умеет. А «работать непонятно кем и непонятно как» — это не про неё.

Фото автора