Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Жаворонок или тверк*?

27 мая, 19:14, 19:21, 19:56 на статью «О пользе заблуждений»

Ценность человеческих знаний вообще не абсолютна, а весьма относительна. Во-первых, потому что объем знаний, скопленных человечеством, столь велик, что не соотносится с возможностями человеческой памяти. Отсюда вывод: важен не объем, а содержание этих знаний.

Трудно не согласиться с одним известным литературным персонажем, который считал, что голова — это чердак, и нет смысла забивать его всяким хламом. Там должно храниться самое нужное лично для тебя. Не буду развивать его мысль. Она просто великолепна.

Во-вторых, наука не стоит на месте, и то, что вчера еще было непререкаемой истиной, завтра может быть успешно оспорено и перечеркнуто новым открытием. Даже дважды два не всегда четыре.

В-третьих, всякое знание или явление может быть истолковано по-разному. Возьмем, к примеру, логотип Старой Руссы. Один историк напишет, что мы видим здесь фонтан, некогда располагавшийся под беседкой со звездой Давида. Другой, что авторы, создавая, вложили в него образ жаворонка. А третий, что авторы логотипа видели в них жопу в стрингах... Более или менее прав будет тот, кто представит все версии с доказательствами. Менее других будет прав тот, кто предложит еще и свое толкование, выдав его за существующую в наши дни версию.

В-четвертых, знание и мудрость — разные категории. Человек может обладать поистине энциклопедическими знаниями, но при этом считать допустимым массовое уничтожение какого-либо народа с помощью воздушных атак или считать приемлемым не менее массовые убийства живых людей еще в утробах. Поэтому крайне важно не только содержание, но и нравственные воззрения знающего.

Есть такая красивая православная притча о двух простых отшельниках, которых нашли византийские монахи на диких островах. Монахи обнаружили, что эти двое творят литургию по памяти и книги Библии помнят наизусть, но совершенно не знают грамоты, а сведения их об окружающем мире, если не считать природы тех островов, где они поселились с ранней юности, предельно скудны. Они ужаснулись их темноте и принялись учить их читать и наставлять в знаниях о мире.

С превеликим усердием взялись братья-отшельники за дело, но наука с трудом давалась им. Кое-как выучили буквы и стали их складывать в слова. На том монахи и закончили, пообещав им в другой раз, если освоят искусство чтения в совершенстве, привезти хорошую библиотеку. Сели в лодки и отплыли уже далеко, как вдруг слышат, им с берега кричат: «Отцы и братие! Стойте! Христа ради! Остановитесь!». Те перестали грести и принялись вглядываться вдаль. И вдруг видят, бегут к ним наперегонки по воде, аки посуху, два смиренных брата и вопят: «Братие, родненькие, мы одну букву, вот эту закорюку, забыли, как звать величать!». Тут монахи сильно устыдились тем, что кичились своей ученостью. Потому что ученость в них была, а святости, любви и простоты не было.

А еще довелось мне утешать одного известного психолога, который занимался программами развития одаренных детей. Был он мастер своего дела, и занимался у него один ребенок — гений и энциклопедист. Побеждал во всех олимпиадах и ум имел необычайно гибкий. С золотой медалью закончил три самых известных мировых вуза, выбрав для себя юридическое направление. И стал... наркодилером. При этом таким, что с легкостью обходил законы тех стран, через которые наладил трафик, и был буквально неуязвим с юридической точки зрения...

А вся эта моя пространная речь к тому, что едва ли не главной задачей учителей в современной школе должна стать задача совершенства нравственного, то есть воспитание, потому что иначе полнота познания будет несовершенной и просто бессмысленной. А знание всякое воспитывает. Но если одним детям рассказывать о жопе в стрингах как логотипе Старой Руссы и все о жопах и тверке, а другим о жаворонке и 40 мучениках севастийских, по пламенным молитвам которых растаял снег и среди зимы пришла весна, и о том, что в день 22 марта принято в каждой избе печь по 40 жаворонков и читать детям альманах «Христов жаворонок», составленный по материалам дореволюционных журналов, выходивших под редакцией замечательного детского писателя Александра Федорова-Давыдова, вырастут детки совсем другие.
________________
*Тверк — танец бёдрами, а точнее, тем местом, из которого растут ноги

Чел с КОЧАНОМ