Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Выбор курсов

Новгородскому институту развития образования — 70 лет

Новгородский институт развития образования предлагает педагогам новые формы работы, современные образовательные подходы и технологии. Организует курсы повышения квалификации и переподготовки воспитателей, учителей, преподавателей. О перспективах развития института рассказала ректор Людмила СТАРКОВА.

— Людмила Геннадьевна, 70 лет учреждение занимается тем, что помогает педагогам повышать профессиональный уровень. Какие изменения в деятельности института произошли в последние годы?

— Если бы мы одному и тому же учили наших слушателей на протяжении многих лет, от наших услуг образовательные организации давно бы отказались. В образовании сегодня идут большие перемены. И специалистам отрасли, если они хотят быть востребованными, нужно успевать за новшествами. Прежде всего это актуально для института.

Но при всем этом основным индикатором, который косвенно подтверждает результативность деятельности института, мы считаем освоение детьми образовательных стандартов. Так, результаты ГИА и ЕГЭ и независимого тестирования учащихся четвертых классов свидетельствуют о положительной динамике уровня освоения детьми учебной программы.

— А курсы, как и 10 лет назад, проводите в очном формате?

— Предлагаем разные варианты. Каждый педагог по закону имеет право проходить обучение, чтобы поднять свой уровень, раз в три года. Для нас очень важно знать о тех трудностях, которые испытывают педагоги на практике. Исходя из этого составляется индивидуальная программа, которая предполагает занятия в группе, стажировку, самостоятельную работу и персональные консультации. В последние годы активно внедряем дистанционную технологию обучения.

— В последние годы всё больше учителей и воспитателей проходят еще и переподготовку. С какой целью?

— Действительно, заявок на подобные программы много. Например, активно развивается инклюзивное образование. В этой связи у педагогов появляется дополнительная потребность получить специальные знания в области дефектологии, логопедии. И мы им такую возможность даем.

Образовательным организациям разрешено принимать на работу представителей других профессий. У них есть высшее образование, но не педагогическое, необходимое для работы в школе. Мы разрабатываем программы по их переобучению, и они получают соответствующий документ, дающий право трудиться на педагогической должности.

Так, в настоящее время согласовываем один из таких циклов по подготовке воспитателей для кадетского корпуса, который начнет работу в новом учебном году в Шимском районе. Среди них — бывшие военнослужащие. Часть занятий с будущими воспитателями будет проводиться дистанционно, а часть — с выездом на место, чтобы на практических примерах обучать педагогическим навыкам.

— Институт, кроме занятий с учителями, ведет еще подготовку одаренных детей для участия во Всероссийской школьной олимпиаде, организует в Новгороде финальные туры по отдельным предметам. В следующем учебном году тоже будем принимать финалистов?

05uchitelya

— Действительно, в 2016 году в Новгороде планируется проведение заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому, немецкому и французскому языкам. Скажу, что далеко не всем российским субъектам предоставляется право проводить состязания такого уровня. Разместить сотни участников и их наставников, создать условия для нормальной работы на олимпиаде для соревнующихся и членов жюри, предложить обширную досуговую и культурную программы — задача сложная. Институт с ней успешно справляется. Но особую ценность для нас представляет общение с научной, педагогической и ученической элитой России. Именно хорошая организация олимпиад решила в нашу пользу вопрос о проведении в 2016 году в Новгороде Российско-Белорусской олимпиады по русскому языку и литературе.

— Коль уж мы затронули тему международных отношений, скажите, а не планирует ли НИРО проекты с коллегами из других стран?

— И не один. Так, в ближайшее время на базе института предполагается открыть центр российско-белорусского сотрудничества по вопросам образования. В 2013 году НИРО стал участником проекта Tempus по экологическому образованию. В настоящее время наши программы по повышению квалификации преподавателей биологии, географии, экологии проходят экспертизу на соответствие всем требованиям проекта в Германии. Планируем с сентября начать обучать педагогов по этим учебным курсам.

В этом году мы были единственными представителями России в работе форума европейских стран в финском Порвоо по проблемам образования. К нашему опыту проявили интерес многие участники. В следующем году совместно с финской стороной будет проведена дискуссия по актуальной для наших стран теме: «Профессиональная деформация личности педагога».

Кроме того, сейчас институт готовит предложения для коллег из Финляндии и Германии по их стажировке на нашей базе. Особый интерес у студентов и педагогов этих стран вызывает возможность совершенствования уровня владения русским языком. И НИРО готов им в этом помочь.

Фото из архива «НВ»