Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Событие не местного масштаба,

• Продолжаем разговор

или Чем хороша единая историко-культурная концепция

В «НВ» 2 сентября были приведены слова министра образования Дмитрия Ливанова о содержании проекта «Единый учебник»: «Мы должны обеспечить всем нашим детям единое ядро фундаментальных школьных знаний. Речь не идет о переходе на стандартные лекала, по которым будут учиться все ученики и работать все школы. Речь идет о свободе учителей в выборе учебных материалов».

Сегодня мы публикуем мнение по этому вопросу Ольги ТРУБИНОЙ, руководителя методического объединения учителей истории Новгородского района:

Три линейки новых учебников — от издательств «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово» в Минобразовании утвердили в мае. Печатные тиражи появились к концу лета. Однако к этому времени многие школы уже укомплектовали книжный фонд. По закону выпущенными ранее учебниками можно пользоваться в течение пяти лет.

Напомню: изначально озвучивалась идея об одном-единственном учебнике. Но потом было решено принять общий историко-культурный стандарт. Он включает в себя перечень обязательных для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий, а также основные подходы к преподаванию отечественной истории в школе, принципиальные оценки ключевых событий прошлого. То есть предлагаются учебники разных авторов, в которых те следуют позиции, изложенной в стандарте.

Означает ли это, что я как учитель должна на уроках рассказывать детям исключительно про обозначенные в учебнике даты и исторические личности? Нет, конечно. Я имею право дополнить список по своему усмотрению, но не заменять одни события или имена на другие.

Когда встал вопрос о необходимости события прошлого подавать в рамках единой платформы, пошли разговоры, что будет как в советские времена: верен один-единственный взгляд на историю, а все прочие — не рассматриваются. Но развитие событий убеждает, что опасаться нечего. Новый стандарт дает разные гипотезы, толкования тех или иных событий, деятельности людей. Дает право учащимся сопоставлять факты и версии, делать свои собственные предположения и выводы.

Чем же тогда, спросите вы, единая историко-культурная концепция отличается от прежних подходов к преподаванию истории в школе?

Самое главное — больше не будет разночтения в учебниках по персоналиям и по датам. В тех книгах, которыми мы сейчас пользуемся, в рамках изучения одного и того же периода могут быть предложены для изучения и проработки разные события и исторические личности. Такой разброс создает сложности при составлении тестов ЕГЭ и ставит в неравные условия школьников, ведь им на экзамене могут попасться вопросы, которые они просто не изучали («Это мы не проходили! Это нам не задавали!»).

Что же касается новой концепции, как обещают разработчики КИМов, задания ЕГЭ будут составляться исключительно по ней, без каких-либо отступлений. Но тут нужно добавить: поскольку переход школ страны на новые учебники начнется со следующего учебного сезона и продлится не один год, так как перевод классов будет постепенный, то новые варианты тестов ЕГЭ появятся только после того, как очередь дойдет до одиннадцатиклассников. То есть предположительно — через 6-7 лет.