Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Главные темы, болевые точки

Предложения, озвученные на форуме ОНФ, не должны остаться просто предложениями

Игорь АВШАРОВ — руководитель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при департаменте здравоохранения. Он не является активистом ОНФ. Но именно ему доверили представлять регион на форуме «За качественную и доступную медицину». Как сказал Игорь Валерьевич, данное решение, скорее всего, продиктовано внутрикорпоративной этикой регионального штаба ОНФ.

— Игорь Валерьевич, не стал ли форум неким последним словом общественности президенту Владимиру Путину, мол, услышьте нас? Есть такое мнение...

— Я бы сказал так: через медицинский форум власть захотела понять, насколько общество удовлетворено самой властью. В систему здравоохранения за последние несколько лет было влито колоссальное количество средств на ремонт больниц, покупку медицинского оборудования, на лекарственное обеспечение. И я могу сказать: такие суммы на лекарства прежде никогда не выделялись. Да, власть знает, что есть коррупция, есть некомпетентные специалисты и просто бездельники, есть «профессиональные» пациенты, которые жалуются ради того, чтобы отомстить врачу или чиновнику. Но, слава Богу, на форуме не случилось склок. Разговор был конструктивен.

— На какой площадке форума работали вы?

— Я смог выступить на секции «Доступность и качество медицинской помощи. Итоги оптимизации». Там собрались медики, пациенты, чиновники. И поначалу чувствовалась конфронтация между этими группами. Складывалось впечатление, что говорят они на разных языках. Буквально: я — про Ивана, а мне — про болвана. Мне было важно услышать ответ на свой вопрос: почему человек, попадая в больницу с каким-то заболеванием, не может быть обследован на то, что его ещё беспокоит. Мне сослались на какое-то распоряжение Минздрава. Правда, не пояснили, для чего его приняли. К слову, многие на нашей секции выступали с критикой министерства.

— И вы тоже?

— Нет. И объясню, почему. Медицина интегрирована в жизнь. И невозможно сделать её качественной, если кризис наблюдается в других сферах. Но надо признать, что и министерство многие моменты не дорабатывает. Самое большое количество вопросов к её представителям на форуме касалось платной медицины. Ситуация, когда человек оплачивает визит к врачу
госучреждения или обследование в нем, названа «белой коррупцией».

— А какие ещё темы вызвали острое обсуждение?

— Это тема заработной платы медицинских работников. Я услышал, что в некоторых регионах медсёстры с переработкой получают 10 тысяч рублей, в то время как главные врачи их учреждений — и 250 тысяч рублей, и 600 тысяч. Говорили на форуме о недопустимости рекламы лекарственных препаратов и БАДов. Поскольку порой она действует на людей словно нейролингвистическое программирование.

Отмечу, что была масса локальных вопросов, которые касались масштаба конкретно взятого региона. Я сообщил о проблеме, с которой сталкиваются пациенты в нашей области: о нестыковке действий врачей и экспертов медико-социальной экспертизы.

— Что же должно произойти после форума?

— Президент услышал, пожалуй, только 1% проблем, которые были подняты в первый день форума. Поэтому в его администрацию будет направлен пакет предложений. Активисты Народного фронта установят контроль за исполнением поручений главы государства. Уже на форуме представители министерства признали верной критику своего предложения отдать федеральную программу «Семь нозологий» в регионы: чтобы они сами на государственные средства закупали необходимые препараты. Такая практика привела бы к удорожанию стоимости лекарств. Сохранится существующая: Москва оптом закупает для всех препараты и распространяет их по стране.

— И всё же. Что вы предложили бы, чтобы медицина стала лучше?

— Уже давно отменена клятва Гиппократа. Но я думаю, что необходимо подготовить некий кодекс чести медработника, в котором в том числе прописать, как врач должен разговаривать с пациентом. Требуется восстановить этику культурных связей между доктором и пациентом.