Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Остановка «Вылезай-ка»

Вези меня, автобус, за 1600 рублей

В автобусных парках Великого Новгорода убеждены, что пассажиры будут всегда

Горожане возмущаются очередным (с октября) повышением стоимости общего проездного (с 1350 рублей до 1600 рублей). Перевозчики же утверждают, что проявляют заботу о клиентах — могли бы сразу до 1800 рублей увеличить цену месячного билета, но решили, что пока достаточно накинуть 250 рублей. Заботу они проявили и в отношении льготников (правда, только до 1 января 2016 года): стоимость месячного школьного проездного останется 700 рублей, студенческого — 800 рублей.

И формально транспортники не нарушают никаких законов: да, они имеют право при разовой стоимости поездки в 20 рублей просить за общий месячный билет 1800 рублей. И, судя по всему, спустя несколько месяцев так и поступят.

И их не пугает, что новгородцы пересядут на велосипеды или на личные авто. Уверенность в том, что пассажиры будут, руководители двух автопарков продемонстрировали на расширенном заседании постоянных комиссий Думы Великого Новгорода, где обсуждался вопрос общественного транспорта.

По утверждению руководителя ООО «Городское ПАТП» Евгения КАРПОВА, себестоимость одной поездки в городских автобусах составляет в настоящее время 18 рублей. При этом больше, чем 20 рублей за билетик, брать с пассажира нельзя. Вот и выходит, что прибыли перевозчики практически не имеют, а это значит, нет возможности развивать производство, увеличивать парк машин. Поэтому, повышая стоимость общих проездных, они надеются немного поправить положение дел.

Что до пассажиропотока, то на реплику представителей мэрии по поводу растущих аппетитов транспортников по возмещению выпадающих доходов за провоз городских льготников — школьников и студентов (перевозчики считают, что начиная с 2016 года при цене проездного для студента в 800 рублей бюджет должен возмещать им затраты исходя из 1800 рублей, то есть доплачивать 1000 рублей) — генеральный директор «Автобусного парка» Иван ПОСТУПАЛЕНКО заявил, что коль вопрос с льготниками не решается, то паркам проще вообще отменить проездные. Их вполне устраивает разовая оплата каждого пассажира.

Почему устраивает? Да потому что при падении спроса на дорогие месячные проездные растет количество людей, оплачивающих разовые билетики наличными (горожане не накатывают 90 поездок). Исходя из этой тенденции автопарки и делают вывод, что отсутствие пассажиров им в ближайшие годы не грозит.

И, видимо, настолько уверены в этом, что скептически отнеслись к предложениям депутатов ввести, как во многих других городах, проездные на 20, 30, 50... поездок в течение месяца (сейчас в городе действует только общий проездной на месяц и половинки, ограниченные датами). Понятно, что билеты с вариациями требуют системы их учета. Тема появления в салонах электронных считывающих приборов — валидаторов — поднимается не первый год. Но движения в сторону их приобретения нет — по словам Карпова, на сегодняшний день оснащение валидаторами городского общественного транспорта обойдется в 100 млн. рублей.

На это замечание депутат Константин ДЕМИДОВ заметил, что можно и без электроники обойтись — дать в руки кондукторам обычные механические компостеры, которые будут оставлять дырки в билетах, по количеству которых и можно будет определить, сколько человек накатал в месяц.

Чем закончилось заседание? Представители перевозчиков все же согласились подумать по поводу документа на разное количество поездок. Что же касается вопроса школьных и студенческих проездных на 2016 год, то решение его отложено мэрией до декабря.

Фото Владимира БОГДАНОВА