Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Имеют право,

но пользуются им с помощью прокурора

Конечно, так бывает далеко не всегда. Но, к сожалению, довольно часто. Речь о законных интересах тех, кому нет еще 18 лет.

На вопросы «НВ» отвечает старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних Наталья НИСТРАТОВА.

— За какое из, скажем так, фундаментальных прав подрастающего поколения можно быть спокойным?

— В нашей области в целом соблюдается право детей на образование. Хотя нарушения в сфере образования прокурорами выявляются регулярно. Из наиболее грубых можно привести в качестве примера нарушение, допущенное недавно в НовГУ: не приняли девушку по квоте для детей-сирот. Это было быстро исправлено. Но опять-таки в целом ситуация улучшается. Взять дошкольное образование: нет очереди в детсадовские группы старше трёх лет, и лишь в нескольких районах остаются проблемы с размещением детей ясельного возраста. Последний пример — судебный иск Боровичского межрайонного прокурора об обязании властей обеспечить детей местами в таких группах. Ну а в школах, как вы понимаете, таких проблем нет.

— Так хорошо была проведена оптимизация?

— Да, кому-то до школы неблизко. Детей надо возить, что налагает особую ответственность на образовательные организации и организации-перевозчики. Не все это прочувствовали. В ходе недавних проверок вскрылись факты, когда эксплуатируются автобусы, не прошедшие техосмотр, а их водители не проходят предрейсовые медосмотры. За нарушения в сфере обеспечения безопасных перевозок детей привлечены к административной ответственности должностные лица из Великого Новгорода и Валдая.

— Выявляются ли факты отъема квартир, предоставленных сиротам?

— Если речь идет о совершении преступлений в виде незаконного изъятия жилых помещений из собственности детей-сирот, то нами в последние годы такие факты не фиксировались. С 2013 года законодательство в части предоставления жилых помещений лицам из числа детей-сирот существенно изменилось, и теперь как минимум в течение пяти лет после получения жилья бывшим воспитанником детского дома или приемной семьи он не может приватизировать квартиру. Это защита от мошенников. А также работа полиции, активно занимающейся мошенниками от недвижимости.

Я могу говорить не о преступлениях, а о нарушениях жилищных прав несовершеннолетних. К примеру, это может быть неправомерный отказ в предоставлении жилья. Но чаще всего вопрос упирается не в какое-то незаконное действие, а в простое бездействие. Отсюда — прокурорские иски в суд. Только в нынешнем году рассмотренных и удовлетворенных судами их насчитывается больше сотни.

— И в итоге чиновники вынуждены строить или покупать требуемое жилье. А вопрос его качества вас интересует?

— Мы следим за ситуацией, в том числе черпаем информацию и из публикаций в СМИ. Так было с домом по улице Титова, 2, в Боровичах. Там имеются недостатки, проявившиеся при начале эксплуатации дома. Но дом пока на гарантии, застройщик обязан брак устранить.

— Насколько нам известно, в нынешнем году повысился уровень подростковой преступности. С чем это связано?

— Рост зарегистрированных преступлений выглядит пугающе. По итогам девяти месяцев он составляет около 50%. Но статистика требует пояснения. Преступление регистрируется, когда оно раскрыто, и ясно, что его совершил именно несовершеннолетний. Преступное деяние могло быть совершено в прошлом году, а фиксируется как совершенное несовершеннолетним только в этом. При этом в нынешнем году была амнистия — согласно постановлению Государственной Думы. И когда она применяется, сроки расследования, напротив, сокращаются. То есть год не совсем показательный. Рост совершенных преступлений не так велик.

— Есть примеры, когда амнистированные потом вновь вступают в конфликт с законом?

— К сожалению, да. В основном эти рецидивы связаны с кражами. Каждый такой случай — повод для серьезного анализа. По фактам совершения повторных преступлений лицами, уже состоящими на учете в ПДН, проводятся служебные проверки.

23molod

— Не инспектор же службы ПДН освобождал их от ответственности.

— Дело не в самом факте применения амнистии, а в организации профилактической работы. Иногда бывает, что сотрудник продержит административный протокол вплоть до истечения срока давности. Без всякой корысти. Был занят, забыл — простые объяснения. А какие выводы сделает тот подросток, на которого был составлен протокол? На учет его не поставили, с ним и с семьей не работали. Точно так же иногда бывает из-за отсутствия взаимодействия между органами системы профилактики, в том числе и в рамках одного ведомства. Скажем, несовершеннолетний допускает правонарушение не у себя в районе. Был где-то на каникулах или в гостях. Так вот по месту совершения это зарегистрировали, а по месту жительства не сообщили. Хотя подобных нестыковок в наше время, казалось бы, быть не должно. В первую очередь на организацию взаимодействия всех заинтересованных служб и нацелен прокурорский надзор в этой сфере.

— Зачастую тянет на подвиги под воздействием алкоголя...

— В течение последних двух лет активизирована работа по выявлению фактов незаконной продажи алкоголя несовершеннолетним. И таких фактов становится все меньше. Хорошим аргументом является штраф, особенно после его повышения. Для юридического лица — от 300 тыс. руб. Давно замечено, что предприниматель, попавший под такие санкции, в дальнейшем нарушений избегает. Несколько юридических лиц за продажу алкоголя детям по инициативе органов прокуратуры были лишены лицензий на право розничной продажи алкоголя.

— Что можно считать самым актуальным в данный момент?

— Как всегда, это профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. В ноябре прокурор области проведет большое межведомственное совещание, посвященное этой проблеме.

— А что у нас на декабрь?

— Окончание финансового года, в связи с чем задача муниципалитетов, как и в 2014 году, обеспечить соблюдение прав граждан, максимально эффективно использовав средства, выделенные федеральным и областным бюджетами для приобретения квартир детям-сиротам.

Фото из архива «НВ»