Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Люди на дороге

День памяти жертв ДТП. Школа № 23

Чему учит День памяти жертв ДТП

В актовом зале новгородской школы № 23 — День памяти жертв ДТП. Совместная с городской ГИБДД акция.

...9 ноября 9-й «а» отметил день рождения Иры М. Сходили в церковь, поставили свечи. «И завтра уже будет жизнь другой...» — одноклассница Ксюша К. посвятила Ире стихотворение.

Ира не писала стихов, она рисовала. Мечтала стать художницей. Учитель Людмила Федорова показывает мне ее рисунок «Портрет класса».

— Вот еще, — Людмила Викторовна протягивает Ирино сочинение про любимый уголок России с нарисованным там «домиком в деревне». — Это еще в пятом классе. Она очень любила эту деревню, родительскую дачу.
Девчонка, а обожала футбол. В тот вечер, 2 мая, возвращалась с деревенскими подружками с игры. На мчавшуюся на бешеной скорости машину никто из них не среагировал. Водитель не справился с управлением, его вынесло на обочину. Ира оказалась ближе всех к краю дороги...

Улыбчивая — на всех фотографиях. Отзывчивая, целеустремленная. Больше никого у родителей не было.

Водила, судя по всему, был пьян. Сотрудники ГИБДД, оформляя ДТП, зафиксировали стандартное: «от медицинского освидетельствования отказался»...

Полосатый рейд

Школьный День памяти жертв ДТП не так печален, как этот рассказ. Ведь смысл не в том, чтобы поплакать. Да и незачем травмировать детей. Акция — это как игра.

Но таяли, уменьшаясь на глазах, белые шарики, отпущенные в небо.

На улицу Кочетова я отправился за впечатлениями. Хотелось посмотреть, как городская ГИБДД борется с теми, кто не уважает «зебру». Как раз проводился профилактический рейд.

С утра пораньше инспектора ДПС Александр ГРИШИН и Виктор ПЕТРОВ «оформили» пару неуступчивых водителей. А пешеходы упорно шли исключительно по полосатому коридору. Я заподозрил, что исключительную профилактическую роль играет Гришин. Инспектора и так далеко видать, а если он под два метра...

Александр высказал мнение, что демонстрация массового законопослушания должна только радовать. Не поспоришь. Хотя тропинка через газон неподалеку от нас допускала подозрение, что так не всегда.

— Менталитет, — веско объяснил инспектор.

Его коллега Петров заступился за жителей Западного района:

— Люди знают, что школа рядом, стараются поосторожнее. А пешеходы... Знаете, наша работа все-таки приносит плоды. Беседуем, предостерегаем, штрафуем.

Поясним. Беседа — для тех, кто очень хотел нарушить правила, но не сумел. Инспектор помешал. Чего бежим? Торопимся? Пешеходный переход в зоне видимости, не так ли? Предостережение — нарушившему по первому разу. Штраф — это для пешехода-«рецидивиста», уже имевшего какую-либо административную провинность.

Что еще в арсенале? Это уже не к нам, объясняют мне инспектора. Пешеходных переходов надо бы больше. Вон в другом конце Кочетова, возле Нехинской, сделали, так люди ходят, а не бегают. Ограждения, заборчики хорошо бы поставить на популярных у нарушителей тропах. Это доходчивее длинных разъяснений.

Тут подошла дворничиха. Оказывается, в этом тихом, несмотря на поток машин, месте все уже было.

— Извините, пожалуйста. Вроде два дня назад здесь женщину сбили. Жива она хоть, а то в новостях ничего?

Виктор Петров дает исчерпывающий ответ:

— За последнее время происшествий с летальным исходом не зарегистрировано.

— Хорошо хоть так, — объяснение принимается, но... — Нет, послушайте, это же что такое творится? На переходе! Надо сделать, чтобы все сбрасывали скорость. Какой лежачий полицейский? Сам встал сюда. Увидел, что нарушил, — не 500 рублей ему и не 5 тысяч, а 500 тысяч! Один заплатит, другой не поедет. Ладно-ладно, ребята, несите службу.

Это глас народа. А вот факт. Такой же рейд, но в другом месте — на улице Чудинцева — за неполный час выявил с десяток «бегунков».

Плохой процент

По данным на 1 ноября, в Новгородской области зарегистрировано 106 ДТП с наездами на пешеходов на переходах.

— К сожалению, это на 30% больше, чем за тот же период прошлого года, — констатирует и.о. заместителя начальника УГИБДД УМВД России по Новгородской области Алексей БРАВИН.

— В чем причины?

— Они не новы. Прежде всего это связано с увеличением числа автомобилей, ростом интенсивности движения. Особенно в областном центре, на который и приходится львиная доля подобных ДТП.

— Но для водителя это не оправдание.

— Совершенно верно. Если бы наши сограждане ездили по правилам, ситуация была бы принципиально иная. Подъезжаешь к переходу — сбрось скорость. Это же предписано! Особенно в условиях плохой видимости — ночью или в такую осеннюю пору, как сейчас. Ничего лишнего от участников движения никто не требует. Возможно, кто-то думает, что тонированные стекла — так, мелочь. Представьте, что водитель такой машины остановился, пропускает пешехода, но по соседней полосе проносится лихач. И пешеход его внезапного появления не заметил именно из-за тонировки. Если произойдет несчастный случай, то косвенно будет виноват и пропустивший пешехода.

— Нередко бывает: остановишься, пропускаешь. Тебе кивают, благодарят. Будто знак особого уважения выказал. Просто его нога — на переходе, твоя — на тормозе.

— Причем это должно быть так, даже если пешеход начал движение с противоположной от вас стороны дороги. Что часто нашими водителями не соблюдается. Боремся, корректируем маршруты патрулирования с учетом потенциально опасных мест. Все-таки наличие автомобиля с проблесковыми маячками дисциплинирует, водители рефлекторно снижают скорость. В дальнейшем, надеемся, скажет свое слово развитие видеофиксации.

— Алексей Павлович, а как часто пешеходы становятся виновниками ДТП?

— С начала года уже 94 таких случая. Однако в прошлом году на то же время было 101 ДТП по вине пешеходов. Как видите, здесь противоположная тенденция — на убыль. Во многом это заслуга сотрудников ГИБДД, которые активно занимаются профилактикой. Больше, чем в прошлом году, пресекается нарушений ПДД пешеходами. В масштабе области их уже более 900. Наказываем не только за переход улицы или дороги в неустановленном месте, но и за отсутствие светоотражающих элементов. С 1 июля это обязательное требование к пешеходам вне населенных пунктов в темное время суток. К сожалению, оно пока не выполняется. И люди продолжают гибнуть. Например, в конце сентября в Валдайском районе пешехода сбила фура.

Фото Владимира БОГДАНОВА