Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Город будущего

Мост Александра Невского. 12 метров. Четыре ряда

Мы рождены, чтоб сказку сделать пылью?

Мы стоим. Когда час-пик и нас просто много. Когда через переезд должен идти маневровый. Когда где-то впереди у кого-то встреча на три буквы — ДТП. Когда...

Нам говорят, а что же вы хотите — автомобилизация. Впрочем, довольно скоро будет легче: вот есть такая улица — 8 Марта, она свяжет, она развяжет. Надолго ли? Другие идеи есть? Огласите, пожалуйста, весь список.

Тесные улицы, митинги машин во дворах. Надо проскочить, объехать, припарковаться. Надо ко всему относиться стоически.

Выход, он же выезд есть. Есть интересные предложения от специалистов. Но они тоже — в пробке. И кто же ее откупорит, если нет денег на шампанское?

— Сегодня нет, — замечает генеральный директор АО «Институт «Новгородстройпроект» Дмитрий НАСОНОВ. — Но когда-то же станем побогаче. Только не ждет ли нас к тому времени другой тупик — дома, магазины и прочие постройки займут места развязок и дорог?

Дмитрий Николаевич — почетный дорожник России, профессионал и независим как эксперт. Потому что «Новгородстройпроект» в самом Великом Новгороде почти ничего не проектирует. Федеральные трассы, Московская область, Ленинградская, Тверская и даже далекий туркменский Ашхабад — там есть заинтересованность в наших специалистах. Ведь они — прежде всего дорожники, а с новыми дорогами у нас...

С низкого старта14most3

Область небольшая, плотность населения невысокая. Меньше предприятий, чем в ряде других регионов, меньше бюджет. Соответственно, меньше и возможностей для развития улично-дорожной сети. Это объективная данность.

Бессмысленно сравнивать нынешнюю ситуацию с тем, что было в советское время. Имеющаяся дорожная инфраструктура была построена за неполные 30 лет — с 1960 по 1990. Строило государство. Надо, значит, надо. Независимо от того, какой вклад вносила область в союзную копилку. Спасибо, конечно, за наследство, жаль, что оно уже несколько поизносилось.

— Современный норматив — 20% территории города должно быть отведено под дороги, — говорит Дмитрий Насонов. — В Великом Новгороде, по имеющимся данным, этот показатель сейчас составляет 10—12%. При этом у нас на 100 человек приходится 25 автомобилей. Это вдвое меньше, чем в Европе, но мы же не собираемся запрещать людям покупать машины. Так что тенденция очевидна.

Упущенные возможности14most2

Закупоривать перспективные транспортные коридоры начали не сегодня. И это повелось еще при советской власти, которую мы только что поблагодарили. Планировалось же когда-то, что улица Рабочая разгрузит Ленинградскую (нынешнюю Санкт-Петербургскую). Но уже в 1970-е на ее пути возникли препоны промзоны.

Тем не менее, как считает Дмитрий Николаевич, еще сравнительно недавно была возможность вывести альтернативную дорогу в центр — на улицу Октябрьскую, в том месте, где сейчас неподалеку от здания районного суда находятся государственные ведомственные здания и супермаркет.

Ранее другой торговый центр, на улице Великой, перерезал перспективу прямого пути от площади Строителей до Волховской набережной. И заодно, надо полагать, продлил жизнь тому промышленному «шанхаю», который мы наблюдаем на определенном участке улицы Великой. А здесь, по сути, должна быть активная зона. Хорошее место, чтобы строить многоквартирные жилые дома.

— В городе, разделенном рекой, обе набережные должны работать по максимуму, — подчеркивает Дмитрий Насонов. — Это аксиома градостроительства. Посмотрите на Питер, да и среди городов, не являющихся мегаполисами, много тому примеров.

Благополучно забыто о планировавшемся на рубеже 1980-х путепроводе в районе Колмовского моста. Если реанимировать идею, то неизбежно придется ужиматься, а, возможно, что-то даже сносить.

— Примерно в те годы я был в Вильнюсе, — вспоминает Дмитрий Николаевич. — И видел там много пустырей среди города. На мои почему мне отвечали, что там будет развязка, там — что-то еще. Это резервирование территории в соответствии со стратегическим планированием. Что такое планирование для города? На 15 лет вперед — как на завтра. 30 лет — это послезавтра. Посмотрите на наш новгородский генплан: схема развития улично-дорожной сети проработана слабо, а комплексная транспортная схема города отсутствует вовсе.

А помечтать?14pl

На сайте «Новгородстройпроекта» в разделе «Предложения» есть визуализация двух любопытных технических решений. Речь — о мосте Александра Невского со съездами и выездами в обоих направлениях и о развязке на площади Строителей. Причем в последнем случае предложены четыре разных варианта. Версия с «кольцом», опущенным под проезжую часть, выглядит, возможно, чуть ли не фантастически. Но, как говорится, имеет право на жизнь. Сам Дмитрий Николаевич наиболее перспективной версией считает экономную — со светофорной развязкой. Предусматривается расширение проезжей части, обустройство нового проезда со стороны университета, где сейчас тупик с полноценной бетонной стеной, преграждающей путь.

Центральный мост в ширину составляет всего 12 метров. Наверное, для многих это может стать откровением, но по факту по СНИПам он двухполосный. Просто помещаются четыре ряда. Плотненько так, а что делать?

Расширять!

В предлагаемом «Ногородстройпроектом» варианте мост становится шире на 9 метров. Это позволяет «нарисовать» 6 полос.

— Установить трехстолбчатые опоры и нарастить пролетные строения — в этом нет ничего невозможного, — полагает руководитель проектного института.

При этом за счет уборки откосов и обустройства подпорной стены можно выиграть пространство для парковок и пешеходных дорожек на улице Федоровский Ручей. Предлагается расширить дорожный просвет улицы уже за мостом. Граждане, которые едут на мост с московского направления, спеша утром на работу, были бы за это крайне признательны. Поскольку после ремонта дороги и нанесения разметки в соответствии с нормативами на светофоре — заторы.

С противоположной стороны от моста также предусмотрено расширение проезжей части. Вплоть до пересечения с улицей Санкт-Петербургской. В идеале было бы замечательно там, на этом перекрестке, еще и подземный пешеходный переход сделать.

Не забыто и еще одно узкое новгородское место — перекресток улиц Нехинской, Отябрьской и Белова. Узким его делают железнодорожный переезд и пешеходы.

С точки зрения Насонова и его коллег, там вполне можно построить двухуровневую развязку. Есть еще свободное пятно рядом с «круглым гаражом». Одна проблема — надо снести здание службы пути, переселить людей в другой, современный офис. Постройка старая, культурным наследием не является. Дополнительные затраты, вызванные сносом, совершенно не сопоставимы со стоимостью самого строительства.

Предложения были отправлены в комитет архитектуры и градостроительства. «Горожане» поблагодарили за неравнодушие к проблемам Великого Новгорода и заботу, но к идее отнеслись скептически, мол, недостаточно места.14pl1

— Вообще-то, мы хорошо считали, с учетом всех норм, — резюмирует Дмитрий Насонов.

Пятно у перекрестка еще свободно. Пока оно занято только памятником теплотехнику Ползунову, но кто знает...

Себе? Или людям?

Долго еще «висеть на сайте» этим, а может быть, чьим-то еще идеям? Может, кто-то еще, так сказать, рисует в стол.

«Новгородстройпроект» свои предложения не навязывает. В конце концов, не он к нам в редакцию пришел. Все было наоборот. Просто Дмитрия Николаевича беспокоят эти вопросы уже по факту проживания. Мы тоже в этом смысле здешние. И нам трудно не согласиться с Насоновым в том, что будущее начинается сегодня. Здесь и сейчас. Поэтому и определяться надо так: чем быстрее, тем лучше. Ведь чем дольше какой-либо пятачок земли стоит незанятым, тем больше риск, что его освоят-таки. Не факт, что самым оптимальным образом.

И тогда будем, как заведенные, повторять мантру про город без развязок и парковок — забитый по самое не могу. Про машинные дворы — какие спортплощадки, какие березки-сосенки? Про рисковых пешеходов. Хорошо столицам, там подземных переходов много и парковки подземные и надземные многоярусные строят...

Если не мечтать и не планировать, то и не будет.

Фото Владимира МАЛЫГИНА и с сайта novgorod.stpr.ru