Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Словом и делом

Журналисты обсудили проблемы региональной прессы

Великий Новгород, Калуга, Владимир, Санкт-Петербург. Сокращение подписки, уменьшение тиражей, вечный поиск интересных тем. Словом, города разные, а трудности везде одинаковые. О том, как изданиям удается с ними справляться, обсуждали участники круглого стола, организованного Альянсом руководителей региональных СМИ России («АРС-ПРЕСС»). Он состоялся в Москве на прошлой неделе. В дискуссии приняли участие около 25 журналистов из разных городов.

...И чашечка кофе

Одним из первых был поднят вопрос о том, как вернуть людей к чтению газет. Увы, тенденция последнего времени совсем не радует: печатную прессу внимательно изучает в основном старшее поколение, а молодежь все больше предпочитает интернет с обилием доступной информации. Особенно тяжелая ситуация с подпиской сложилась в Москве. Кабельные телеканалы, киоски с прессой, тот же пресловутый интернет — зачем в таких условиях выписывать газету? Источников информации и так уже слишком много. В регионах дела обстоят немного лучше, но и тут подписчики — в основном жители районов, а не областных центров.

Как же привлечь читателей? Оказалось, у каждого издания свой рецепт. Кто-то делает ставку не на новости, а на аналитические материалы, которых не хватает в сети. Кто-то подает ежедневное чтение газеты как своеобразный ритуал, примету из жизни деловых людей: чашечка кофе, шуршащие листы, запах свежей типографской краски... Правда, чтобы идиллическая картинка совпала с действительностью, нужны усилия не только редакции, но и почты. Согласитесь, некрасиво получится, если газету доставят спустя три дня после выхода. А такое, что скрывать, случается. Правда, сейчас уже реже, чем раньше. По словам руководителя департамента подписки Почты России Михаила КАЗАКОВА, за последние три квартала число претензий по доставке, которые поступают от граждан и организаций, сократилось на 23%. Конечно, наверняка есть и те, кто свое недовольство попросту не озвучивает, но все же некоторое улучшение дел не может не радовать.

— Почта России принимает целый комплекс мер по поддержке подписки, в том числе проводит обучение сотрудников — почтальонов и операторов почтовой связи, которые занимаются оформлением подписных изданий, — отметил Михаил Казаков. — Кроме того, до 13 декабря во всех почтовых отделениях нашей страны проходила Всероссийская декада подписки, когда читатели могли выписать любимые газеты и журналы со скидками.

Что еще практикуют сегодня газеты, чтобы привлечь читателей? Делают отдельные страницы для детей, студентов, молодых родителей. Печатают и распространяют по почтовым ящикам бесплатные дайджесты, куда входят лучшие статьи. В какой-то мере это дает результат. Конечно, еще есть над чем работать. К примеру, в ходе дискуссии не раз звучала мысль о том, что неплохо бы дать жителям страны возможность оформлять подписку, не стоя в очередях на почте, и оплачивать ее через интернет. В самом деле, в сети можно платить за коммунальные услуги, за телефон, заказывать практически любой товар с доставкой. Так почему бы газетам тоже не воспользоваться этой практикой? Возможно, в скором времени так и случится.

О пользе лыж

После того как обсудили все проблемы и победы региональной прессы, зашла речь о самих регионах. Не секрет, что трудно нынче приходится не только газетам и журналам: экономический кризис затронул все сферы деятельности. Вот почему вопрос привлечения инвестиций на места нынче звучит весьма злободневно. Могут ли СМИ помочь властям в этом вопросе? Да, вполне. Причем речь идет не только о том, чтобы издания перечисляли свободные инвестиционные площадки и писали, куда стоит обратиться тем, кто решил открыть свое предприятие. Задача прессы еще и в том, чтобы достойно представить общую информационную картину происходящего в регионе. Простой пример привел один из участников конференции. В одной области в топе новостей — «сожгли, стреляли, убили», в другой — «построили, открыли, организовали». Куда с большей вероятностью пойдет инвестор? Думаю, ответ ясен.

Есть и другие примеры, как СМИ помогают продвижению регионов. В Сочи, еще до начала Олимпиады, газеты начали просить читателей, чтобы те были вежливы с гостями города, и тогда туристы станут приезжать снова и снова. Оценить, возымела ли эффект именно эта мера, довольно сложно, но всего за 2015 год в Сочи побывало около 5 млн. отдыхающих. Возможно, в этом есть и заслуга прессы. А в Республике Коми вышло и того интереснее. Там обнаружили кусок древней лыжи, который оказался старше тех, что археологи прежде раскапывали в Скандинавии. Теперь Коми не без помощи печатных изданий позиционирует себя как родина лыжного спорта. Образно говоря, свой «кусок лыжи» есть в каждом регионе. Дело за малым — найти его и правильно подать. Так что, пользуясь случаем, напоминаю: Великий Новгород — Родина России. Ну а что? Вдруг кто-то успел об этом забыть.

Рисунок с сайта kazved.ru