Четверг, 18 июля 2024

Редакция

«Жила-была я»

Катя в кругу друзей-однокурсников

Рождественская сказка. 10 лет спустя

В третьем классе Таня сочинила сказку. Может, правильнее это было бы назвать небольшим рассказом, былью даже. Там нет придуманных героев. Все настоящие, их немного, самая главная — подруга Катя. Как жаль, что она не могла ходить. На день рождения подруги Таня загадала желание: пусть сбудется сон, о котором ей рассказала мама: она видела высокую красивую девочку с белокурыми волнистыми волосами. Девочка шла ей навстречу. Это была Катя.

«Я хочу, чтобы все люди на земле были счастливы и не болели» — так называлась Танина сказка. Все-таки сказка. Где еще совершается волшебство?

Так случилось взаправду, что Кате стало намного лучше. К тому времени Танина волшебная история была опубликована — она вошла в сборник рождественских сочинений новгородских детей, составленный Надеждой Лисициной. Об этих девочках узнал, наверное, весь город.

Люди и манекены

Тане ИЛЬИНОЙ теперь уже 19 лет. Второкурсница НовГУ, будущий культуролог.

— Очень люблю новгородику, — говорит Таня. — У меня скоро будет практика в музее-заповеднике. Буду писать курсовик по памятникам. Мне особенно близка православная культура. Фрески, Софийский собор — люблю все это. Даже пошла сейчас на курсы экскурсоводов, там очень интересные лекции. Я хочу помогать людям образовываться. Многие не знают собственной культуры, истории нашего великого города. Это печально.

Эти слова «хочу помогать» — для нее из самых главных. Несмотря на то, что окружающий мир, как она давно поняла, черствее, чем должен бы быть.

— Я столкнулась с этим, когда уходил мой дедушка. Он был добрым человеком. У меня были мысли, что кто-то виноват в его смерти, что ему не помогли, как должны были это сделать. А потом подумала, что, даже если я права, нельзя отвечать на зло злом.

И Таня организовала группу студентов-волонтеров, чтобы ухаживать за больными людьми, пострадавшими от инсульта.

— Даже ребята, которые учатся на медицинском факультете, говорили, что хотя им преподают сестринское дело, эти несколько посещений больницы дали очень много. В институте есть манекен. Он большой, тяжелый и беспомощный, как больной. Только у него ничего не болит.

Ее огорчает, когда видит в здоровых людях что-то от манекена, которому все равно. Вспоминает свое обращение в одну элитную школу — приглашала на круглый стол в молодежный парламент при Думе Великого Новгорода.

— Вы знаете, сказали мне, а нашим ребятам это не нужно. У наших ребят нет никаких проблем. Оглянитесь! Так не бывает. И не надо за них решать. В каждом человеке есть что-то хорошее, надо дать ему возможность это проявить.

Наверное, вы уже догадались, что Таня — человек верующий. Она находит время для церковного хора. И не только: договорилась с кафедрой журналистики насчет будущего курса для тех, кто в приходах отвечает за новости. Всем, за что отвечаешь, надо заниматься всерьез, со знанием дела.

Когда я напомнил ей о рождественской истории десятилетней давности, она призналась, что ей потом было неловко от внезапных похвал.

— Зачем было писать, что я спасла Катю? В жизни даже самых сильных и искренних пожеланий бывает недостаточно. Конечно, Кате много помогали врачи. Но сейчас у нее опять очень непростой период в жизни...

С чистого листа22devushka

Катя ЗАВАЛКО на год старше подруги. Школу она закончила дистанционно. Прекрасно выдержала все экзамены, тоже поступила в НовГУ, занимается на кафедре дефектологии. Конечно же, выбор был не случаен. Вот как объясняет его сама Катя:

— Большую часть жизни я провела среди детей, у которых примерно такие же проблемы, как у меня. Именно в этом и вижу самореализацию, смысл своего существования. Если я смогу потом помочь хоть кому-нибудь, значит, все было не зря.

Она не может ходить на занятия, как все. Весело выбежать в коридор после лекции. Просто поболтать с однокурсницами. Но в отрыве себя не чувствует.

— У меня замечательная группа, просто отличные ребята. С первого дня, как нас познакомили, они взяли меня под крыло. Приходят с заданиями, последними новостями. Приходят просто так пообщаться. Мне кажется, они сплотились вокруг меня. И это потрясающее чувство.

Катя пишет. Иногда стихи, иногда рассказы. Мне рассказали, я спросил.

— Ой, это всего лишь мои псевдопсихологические размышления, рефлексия на то, что вижу, слышу, переживаю. Надо бы пересмотреть еще. Но пока отодвинуто в стол. До лучших времен.

Она не жалуется. Если бы не Таня, я вряд ли узнал бы про то, что и синтезатор пока что отодвинут. Катя еще маленькой мечтала учиться музыке. И училась, несмотря ни на что. Даже когда пальчики становились непослушными.

Еще и иностранный язык выучила.

Мечтает о Новом годе — чистом-чистом, белом-белом. Как новый лист. Когда пусть не всё, но очень многое будет по-другому. Только их с Таней дружба не зависит ни от каких перемен. За прошедшие годы она стала лишь теплее и крепче.

Зорко одно лишь сердце

Таня считает, что очень многим обязана подруге:

— Она — самый интересный человек, с кем я когда-либо встречалась. Очень талантливая, добрая и мужественная. Она — как дочь самурая, ко всему готова. Такой человек, что еще тебя подбадривает. И когда у тебя что-то не так, вспомнишь про Катю: а каково ей? И сразу становится стыдно, что можешь расстраиваться из-за какой-то ерунды. Я знаю, что без нее была бы, наверное, каким-то другим человеком. Как я хочу, чтобы те трудности, которые она переносит, наконец ее отпустили. И чтобы она сполна могла раскрыть себя. Это так необходимо всем нам! Пожалуйста, давайте все если не помолимся — не каждый же человек верует, то хотя бы просто пожелаем ей добра, счастья и здоровья.

Будем считать это новогодним пожеланием Кате. А всем нам Таня хотела бы пожелать вот чего:

— Мира в душе. Мира всем. Мира во всем мире. Думать своей головой. И помнить, что у каждого из нас есть еще сердце. Оно всегда подскажет, когда это будет нужно.

В общем, как в детстве — самом искреннем и правдивом: чтобы все люди на земле были счастливы и не болели. Ведь кто-нибудь услышит, не правда ли?..

* * *

Когда-то Надежда Лисицина подарила мне книжечку рождественских сказок и историй. Что я такого сделал? Ну, написал об этом проекте. Хотя слово «проект» тут как-то не очень. Потому что под обложкой всё было так мило, трогательно. Иногда забавно. У одного мальчугана такой юмор прорезался, что читаешь и улыбаешься просто вовсю. И вот под Новый год вдруг (хотя, конечно, это было не случайно) обо всем этом мне вспомнилось, потянулся к книжной полке и...

Надежда Александровна ответила мне письмом, подсказав про Таню и Катю. И напомнила про еще одного сказочника (обо всех не скажешь — там десятки маленьких Андерсенов!) — Гришу Васильева из поселка Батецкий. Ему тогда было 11 лет. Он рассказал историю про маленького котенка, одинокого в холодном дремучем лесу. Но на его счастье как раз в это время волшебники всего мира держали совет, почему на свете так мало доброты. И запустили в Рождественскую ночь волшебные снежинки, которые выполняли самые заветные желания. Одна такая растаяла прямо на носу у котенка. Вот и всё, подумал он. И в этот момент чьи-то теплые и ласковые руки подняли его и прижали к себе.

«Нам снова не хватает таких снежинок!» — пишет Надежда Лисицина. И мечтает издать в России энциклопедию детского литературного творчества. Сбудется, Надежда Александровна, обязательно сбудется!

Фото из личного архива Татьяны ИЛЬИНОЙ