Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Любимые игрушки взрослого человека

Почему посох Деда Мороза украшала пятиконечная звезда?

Сергей Геннадьевич Романов — пожалуй, один из самых известных в России коллекционеров. Вот уже более 20 лет он — художник, историк и реставратор — собирает детские игрушки: кукол, солдатиков, плюшевых мишек, кукольные мебель, посуду, педальные автомобили... В Московском городском дворце детского творчества (знаменитый Дом пионеров на Ленинских горах) существует Музей игрушки (основная часть экспозиции которого — личная коллекция Сергея Геннадьевича), директором которого он и является. Но особая страсть Сергея Романова — елочные украшения: в его «запасниках» их более трех тысяч. Есть здесь раритеты даже позапрошлого века, когда первые елочные игрушки только появились.

— Началось все в Германии, в городе Лауша, примерно в середине XIX века, — по моей просьбе Сергей Геннадьевич начинает с истории. — Кто-то из местных стеклодувов, а это была здесь основная профессия, решил своим детям на Рождество сделать подарок и выдул из стекла птичку. Его примеру потом последовали другие. Такими игрушками стали украшать елки. Постепенно развилось целое производство по изготовлению елочных игрушек, а город Лауша стал его мировым центром. Надо сказать, что эти изделия тогда были весьма дорогим удовольствием, и приобретать их могли только состоятельные люди. В Россию же такие игрушки стали привозить из Германии где-то в 90-х годах XIX столетия. Кстати, и сама традиция ставить под Новый год елки пришла отсюда же, правда, по указу Петра I. Но сначала их ставили у питейных заведений — кабаков, трактиров, потом появилась традиция приносить домой и украшать незатейливыми подарочками, сладостями.

— Мы давно привыкли к тому, что украшенная в доме елка — всегда праздник. Но история России, а это было не так и давно, знает периоды, когда таких всенародных, как, к примеру, сейчас, новогодних праздников не было...

— Да, это так. К примеру, во времена Первой мировой войны все немецкое стало считаться враждебным. И наряжать елку тогда было как минимум не патриотично. Затем советская власть объявляет новогодний праздник религиозным буржуйским пережитком, и он фактически оказывается под запретом. Взамен насаждаются другие культурно-массовые мероприятия по типу «комсомольского рождества». А где-то после смерти Ленина новогодние традиции вообще попадают в категорию, скажем так, антисоветских.

— А потом вдруг это закончилось...24lenin

— Вот именно — «вдруг». В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья секретаря ЦК Украины Павла Постышева о необходимости провести елки для детей «в каждом городе и колхозе». И праздник стал возвращаться. А вместе с ним и елочные игрушки. В стране создаются специализированные артели, постепенно к производству новогодних украшений подключаются стекольные, ламповые, парфюмерные, оптические заводы. Создаются крупные производства по всей стране: Клин, Киев, Одесса, Новосибирск, Алма-Ата, Витебск... Помимо стекла, игрушки начинают изготавливать из картона, ваты, проволоки. Организуется целый Институт игрушки и даже утверждается ГОСТ на их изготовление. Кстати, по этим ГОСТам (с учетом, что огромное количество людей проживают в коммуналках и не могут себе позволить ставить большую елку) разрабатываются и появляются в магазинах мини-наборы елочных украшений. Это все, конечно, произошло не за год, не за два, но все это было.

— И почему такое внимание к проблеме, прямо скажем, далеко не главной в то время для советского государства?

— Это стало частью советской идеологии. В обыкновенной елочной игрушке увидели мощнейший воспитательный, пропагандистский инструмент. В 1935-м началась эра советской елочной игрушки. Одно из обязательных условий — присутствие в ее внешнем виде советской символики, например, серпа и молота. А посох Деда Мороза непременно должна украшать пятиконечная звезда. В середине 30-х прошлого века выходит фильм «Цирк», и появляются игрушечные негритята как символ угнетенных народов. Или очень популярная в довоенный период тема освоения Северного полюса: всенародной становится легендарная игрушка, где бородатый Шмидт стоит под советским флагом вместе с белыми медведями. На 20-ю годовщину Великого Октября выпускаются елочные игрушки с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Кстати, по-моему, только в Германии однажды была выпущена игрушка в виде фашистской свастики. Словом, в Стране Советов все знаменательные даты или значительные события так или иначе воплощались в елочных игрушках. Замечательная, например, коллекция на тему сказок Пушкина выпускалась в 1937 году к годовщине гибели поэта. В 1947-м, когда Москва отмечала свое 800-летие, появилась коллекция елочных шаров с видами столицы.

— А случалось, что те или иные игрушки запрещали?

— На моей памяти только фигурка черта, выпущенная на Украине. Он хоть и гоголевский персонаж, но в нем усмотрели что-то чуждое советскому человеку. Зато в период хрущевской оттепели стали очень популярны разработанные ленинградскими художниками елочные стеклянные сосульки как символ времени.

— А елочные игрушки времен Великой Отечественной есть в вашей коллекции?

— Да, есть. Хотя их тогда почти не делали: специалисты ушли на фронт, многие заводы эвакуировали. Предприятия пищевой промышленности из фольги стали изготавливать бабочек, белочек, рыбок. Серебрили, иногда наносили рисунки на оплавленные лампочки, различные колбочки, пробирки. Скручивали ниткой какую-то ветошь, тряпочки, придавая форму, например, фруктов и овощей. Особым образом загибали офицерские погоны, приделывали к ним ручку из проволоки, украшали бусинками — получалась корзиночка. Но к 1944 году производство елочных игрушек в стране стали восстанавливать. Причем восстановили довольно быстро, и послевоенный период елочной игрушки я считаю наиболее ярким и интересным. Особенно в части ручной росписи. К 60-м годам уходят ватные, потом картонные игрушки. Вместо них появляются новые материалы типа пенопласта. Сам процесс изготовления елочных украшений начинает упрощаться, и уже в 70-е годы новогодние игрушки представляют собой в общей массе жалкое зрелище.

— А современная российская елочная игрушка? Что вы скажете о ней?

— То, что выпускают наши предприятия, — это ужасно! Слащавые, невыразительные, присыпанные какими-то блестками, с кошмарной росписью поделки. Полки наших магазинов завалены игрушками из Тайваня, Китая, Кореи самого низкого пошиба. Разве может все это радовать или развивать вкус, к примеру, у ребенка? А вот в Германии производство елочных игрушек никогда не останавливалось, и до сих пор их изготовляют по старинным формам.

— Не могу не спросить, а как вы, Сергей Геннадьевич, у себя дома на Новый год елку украшаете?

— Всегда по-разному. Иногда — по периодам. Например, дореволюционный или послевоенный. Когда-то — по определенной тематике или стилю. Правда, игрушек всегда так много, что друзья смеются — елки-то не видно!

Владимир ДМИТРИЕВ

Фото из личного архива Сергея РОМАНОВА