Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Посторонним вход разрешён

Красив Новгород в любое время года

В регионе взялись за разработку программы по развитию туризма

Одни считают, что кризис — это плохо. И они правы. Другие уверены, что сложную ситуацию можно развернуть в свою пользу. И это верно. О чем я? О широких возможностях, открытых сейчас для внутреннего туризма. Подорожавшие евро и доллар умерили аппетиты желающих ехать за рубеж. А желанные Турция и Египет вообще закрыты для российских путешественников из-за перегретой политической ситуации.

Трудная задача

Новгородская область — один из туристических регионов страны. Только в Новгороде и его окрестностях находятся 37 памятников, входящих в мировую сокровищницу ЮНЕСКО. Больше — лишь в Москве и Петербурге.
Однако в региональном правительстве решили посмотреть на то, что имеем и как храним, свежим взглядом, организовав расширенный областной Совет по туризму. На встречу были приглашены представители перевозчиков, турфирм, ресторанов, учреждений культуры, депутаты...

— Только в 2014 году количество путешествующих в России достигло 41,5 миллиона человек, — открывая совещание, сообщил губернатор Сергей МИТИН. — По предварительным оценкам, в 2015 году их было уже 50 миллионов. Потенциал туристической отрасли составляет еще минимум пять миллионов человек в год. При этом повышается и интерес к России у иностранцев — более 20 миллионов приняли мы гостей из-за границы в 2015 году. Рост — около восьми процентов. Мы просто обязаны воспользоваться открывшимися возможностями!

О том, как именно мы ими уже пользуемся, участникам совета рассказал глава областного комитета по туризму Евгений РОДИОНОВ. Он с ходу удивил — привел данные за 2014 год! На дворе уже январь 2016-го, а мы, выходит, даже данными за 11 месяцев 2015-го не располагаем.

Тем не менее... В гостиницах в позапрошлом году останавливались 374 тыс. туристов, на экскурсиях побывали 1,1 млн. человек. Объем платных туристских услуг, услуг гостиниц в 2014 году составил 956 млн. рублей.
Кажется, много. Но общий вклад туризма в наш ВРП ежегодно составляет всего 3,5%. Конечно, заявить, что мы на боку лежим и лениво стрижем купоны с архитектурного наследия, — обидеть многих. Не лежим!

Например, в 2014 году в области были презентованы девять инвестиционных проектов — в Валдайском, Старорусском, Любытинском, Хвойнинском, Парфинском районах. Наиболее крупные — многофункциональный оздоровительный комплекс «Царицын источник» в Старой Руссе, к строительству которого приступят в этом году, и горнолыжный курорт «Любогорье» в Любытинском районе.

Евгений Родионов полагает, что новгородскому туризму нужна отдельная программа развития, которая — внимание! — должна быть в первую очередь направлена на совершенствование системы государственного и муниципального управления мер поддержки туризма, чтобы обеспечить «повышение качества продвижения туристского продукта в части повышения качества сервиса». Вот как! То есть Евгений Иванович должен составить программу, которая поможет ему себя и подчиненных совершенствовать? А без программы слабо?

Еще председатель комитета предложил проводить ежемесячный мониторинг на региональном туристическом рынке, что позволит своевременно реагировать на его оперативные изменения. Опять же — кому предложил? Себе?

Кстати, в Положении о департаменте по культуре и туризму, в состав которого входит комитет г-на Родионова, в главе 3 «Полномочия департамента» есть пункты, согласно которым департамент:

«3.40. Участвует в осуществлении государственной политики в области развития туризма и туристской деятельности, в том числе содействует развитию приоритетных направлений туристской деятельности на территории области.

...3.43. Проводит мониторинг состояния туристских ресурсов области и прилегающих к ним территорий».

А чуть выше, в главе 2 «Цели и задачи департамента» сказано:

«2.2. Основными задачами департамента являются:

2.2.1. Определение приоритетных направлений в развитии и совершенствовании культуры, архивного дела, туристской деятельности на территории области;

...2.2.3. Создание условий для увеличения туристского потока в область, развития туристской индустрии, привлечение инвестиций в сферу туризма».

Чего же более? Есть чего! Родионов предложил ввести звание «Почетный работник сферы туризма Новгородской области». И добавил, что департамент культуры проводит конкурс для работников туризма «Лучший по профессии». Тоже неплохо. Хотя лучше всяких конкурсов на работников действует настоящая, живая конкуренция на рынке туристического труда.

Похоже, даже губернатору было сложно пробиться сквозь лавину словесных конструкций: «ориентация внутренних потоков», «стратегия развития кластера», «неполное соответствие уровня сервиса», «анализ структуры»...

— Вы просто скажите: нам хватает мест в гостиницах, в ресторанах? — не выдержал Сергей Митин.

— В праздники не хватает, — признал Евгений Родионов.

— Что нужно сделать, чтобы хватало?

Как видно, в докладе на этот счет ничего не было написано, потому что ответить глава туристического комитета не смог.

— Нужно просто поставить задачу, — ответил губернатор сам. — В 2007 году, когда я пришел в область, здесь производили 24 тысячи тонн мяса в год. Но мы поставили задачу увеличить производство. Создали областную программу и работали по ней. И в прошлом году произвели почти 150 тысяч тонн. То же самое произошло по картофелю, по строительству жилья. Тот же принцип нужно использовать и в туризме. Но сначала — понять, что нам нужно. Пять лет назад вместимость номерного фонда в гостиницах была 6600 мест, сейчас — 8200. Много это или мало? И так в каждом городе: в Валдае, Боровичах, Старой Руссе... Гостиницы, кафе, рестораны... Закон о местном самоуправлении говорит, что муниципалитеты отвечают за создание условий для развития услуг общественного питания, торговли, досуга. Все это части туристической отрасли. Так что местные власти должны быть подключены к работе. Выделить землю, объявить конкурс, пригласить инвестора, работать с ним. Но мы этого не делаем. Почему? Это и есть главный вопрос!

Устал и ушёл

Действительно, с землёй, конкурсами и инвесторами у нас непросто. И самое удивительное, что чёрный список возглавляет Великий Новгород, где, по словам Дмитрия ВЕРТКОВА, директора Агентства развития Новгородской области, нет ни одной инвестиционной площадки туристической направленности. Та же история с Валдаем. Всего же в областном реестре 35 таких площадок, но далеко не все имеют инженерную инфраструктуру: не подведены либо газ, либо электричество.

Валентина ЗАХАРКИНА, руководитель департамента архитектуры и градостроительной политики, привела антипример. Четыре года инвестор согласовывал с новгородской мэрией строительство SPA-отеля. Потратил миллионы рублей на проектную документацию и ушел. Устал стучаться (ломиться) в как бы открытые двери.

Ещё одну коллизию вскрыл директор новгородского отеля Park Inn Сергей ГЛУШЕЦКИЙ, сообщив, что он, чтобы продвигать отель, создал туристическую компанию. «Мы регулярно участвуем в различных туристических выставках, в том числе за рубежом, — рассказал бизнесмен. — Но нам сложно себя рекламировать, потому что Новгород за границей знают мало».

Вот это сюрприз! Ольга ВАСИЛЬЕВА, председатель комитета по туризму и зарубежным связям администрации Великого Новгорода, сразу бросилась на защиту своих пошатнувшихся позиций. Мол, информационный ресурс Visitnovgorod — мощный инструмент. Администрируется на восьми языках, в том числе — на китайском!

— Но это же не я вам говорю, что о Новгороде мало знают, — заметил губернатор. — Это вам говорит управляющий крупнейшего отеля в регионе. Значит, всё-таки недостаточно работаем.

Зайдите в класс!

Любопытные выкладки привела Ольга КОНЮХОВА, заместитель генерального директора Новгородского музея-заповедника. Кстати, в НГОМЗ с мониторингом турпотока всё в порядке. За последние три года посещаемость музея и его филиалов выросла с 800 тыс. до 1,1 млн. человек в год. Но цифры не всегда радуют. Например, динамика посещений музея-усадьбы Суворова в Боровичском районе и дома-музея Достоевского в Старой Руссе снизилась.

— В прошлом году наш музей отмечал свое 150-летие, — рассказала Конюхова. — Мы предложили бесплатные посещения для школьников. Но такой возможностью воспользовались не более 50 классов. Могу и про личный опыт рассказать. Каждую четверть у моего ребёнка — обязательная поездка в Питер, по области — нет.

Александр ШИРИН, руководитель департамента образования, в ответ сказал что-то про проблемы с доступностью, но моментально получил возмущённую реакцию от губернатора.

— Москвичи приезжают в суворовский музей! Суворов — величайший полководец! Достоевский — писатель с мировой славой! — сказал Сергей Митин. — О каком патриотическом воспитании мы говорим, если дети не будут их знать! Каждый школьник области должен посетить эти музеи. Каждый!

Не скоро сказка сказывается

К слову, о детях. И их родителях — тоже. Не так давно в России появилась награда для туристических фирм — «Сказочный клубочек». Она предназначена для тех, кто наиболее успешно развивает так называемый сказочный туризм. Виктория Спиридонова, председатель Новгородского клуба маркетологов, провела ревизию образа Садко и выяснила, что под таким названием туристам известны водка, гостиница, туристическая компания, ресторан, гурмэ-фестиваль. Есть памятник и фонтан «Садко».

В новгородском центре развития туризма «Красная изба» считают, что образ былинного гусляра продолжает ассоциироваться с Великим Новгородом. Но о создании экскурсионного маршрута по аналогии с «Прогулками с посадником Сбыславом» сказать пока нечего.

А вообще, географию сказочного туризма в Новгородской области трудно назвать широкой. В волотовской деревне Горицы действует «Музей сказки». Это комната крестьянского быта, где гостям в ходе представления со сказочными персонажами рассказывают, как жили волотовцы в старину. В Солецком районе в Горках с 2012 года можно пройти по экологической тропе «Сказка старого парка». В роли экскурсоводов — Баба Яга и Красная Шапочка. В Новгородском районе реализуют проект «Дом вверх дном «Избушка Бабы Яги». Как сообщили в областном комитете по туризму, это новый аттракцион, рассчитанный на детей и взрослых. Можно, например, сфотографировать себя гуляющим по потолку!

Старая Русса объявила себя родиной Петрушки. В рамках проекта «Сказочная карта России» были представлены исторические и краеведческие материалы, которые позволили это сделать. Масштабно! Я в порядке эксперимента решила проверить, насколько герой сроднился с райцентром.

Больше всего шумихи по этому поводу было в 2012 году — логично. А что потом? Яндекс «нашел» два упоминания о Петрушке в Руссе в 2015 году, еще два — в 2014-м. На научность подхода не претендую, но Интернет — средство связи и продвижения.

Программное обеспечение

По мнению Никиты ИСАЕВА, директора Института актуальной экономики (Москва), который сейчас работает над созданием национальной программы развития туризма, у Новгородской области большой туристический потенциал.

— 1,1 миллиона туристов — это примерно столько, что и в Суздале, который сейчас считается туристической Меккой среди небольших городов, — сказал он. — При этом за последние пять лет там построили 84 отеля! И это не только большие здания, но и дома, деревенские избы... Простой праздник огурца там собирает вал туристов. Развивая тематический туризм, можно добиться многого...

Исаев предложил руководству региона присоединиться к разработке российской туристической программы, с чем Сергей Митин согласился. Кроме того, губернатор дал поручение своему заместителю Александру Смирнову возглавить работу по подготовке региональной программы развития туризма. Судя по тому, что в последние дни нам не удавалось связаться с Евгением Родионовым, работа закипела.

P.S. 1 февраля в Великом Новгороде прошло подписание соглашения о сотрудничестве в сфере туризма между правительством региона и Ассоциацией экономистов по содействию научно-исследовательской деятельности «НИИ актуальной экономики». Документ подписали губернатор Сергей Митин и директор Ассоциации Никита Исаев.

«Я благодарен, что Институт актуальной экономики согласился оказать нам существенную помощь в таком перспективном направлении, как развитие туризма», — подчеркнул глава региона.

Со своей стороны Никита Исаев добавил, что «внутренний туризм — огромная индустрия, большой рынок внутреннего спроса, на который готовы прийти как российские, так и иностранные инвесторы».

Фото Владимира БОГДАНОВА