Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Страх и риск

Руководители УК разрешают пользоваться не прошедшими экспертизу лифтами под свою ответственность. Причём уголовную

На вопросы «НВ» отвечает Евгений НОВОЖИЛОВ, руководитель управления жилищной инспекции Новгородской области:

— Евгений Иванович, сколько сейчас в Новгороде лифтов «под запретом»?
— По моим сведениям, двенадцать в четырех домах — по улицам Щусева, 7, Нехинская, 28, Космонавтов, 6-а, Зелинского, 33.

— Но ведь нарушения выявлены в гораздо большем числе домов.
— Только нашей инспекцией их выявлено 187. Основное нарушение — отсутствие технического освидетельствования на отработавшие свой срок лифты. Это зафиксировано в 99 случаях. На 63 лифтах не проводился ежегодный техосмотр.

— Насколько велика просрочка таких обследований?
— В основном не очень большая — несколько месяцев. Можно говорить о запоздалой реакции со стороны управляющих компаний и ТСЖ.

— Формально могла быть приостановлена эксплуатация не 12, а всех 99 лифтов?
— Совершенно верно. И, с моей точки зрения, так и следовало сделать. До получения заключения о возможности их эксплуатации. Можно понять недовольство жильцов. Но ведь речь идет об их жизни и здоровье.

— Как надо понимать, что неосвидетельствованные лифты продолжают ездить?
— Значит, управляющие организации продолжают использовать их на свой страх и риск. У нас нет полномочий, чтобы противодействовать этому. Ростехнадзор может инициировать приостановку эксплуатации через суд. Прокуратура может решить вопрос быстрее, внеся соответствующее представление.

— Успеют ли опоздавшие с проведением обследований УК и ТСЖ устранить недостатки в месячный срок? Достаточно ли лицензированных организаций, имеющих право на проверку и выдачу соответствующих заключений?
— В масштабах страны, может, и достаточно. Но в Великом Новгороде нет вообще. И это проблема, которую надо решать. У нас 516 лифтов старше 25 лет, 239 из них используются свыше 30 лет. Есть и такие, которым за 40. Месячный срок, который дан на устранение недостатков, пошел с 15 февраля. Посмотрим, будут же и повторные проверки.

— Возникает вопрос и о достаточности средств для контроля за истинным положением дел.
— Их недостаточно, конечно. Ростехнадзор проводит только плановые проверки. Сейчас на федеральном уровне рассматриваются изменения в существующий порядок. Часть полномочий, возможно, будет отнесена к ведению жилинспекции. В любом случае требования будут ужесточены. Тем, кто и сейчас относится к содержанию лифтов ответственно, а это все-таки большинство управляющих компаний, бояться нечего. Но есть у нас нерасторопные и забывчивые. Тянут время, откладывают, надеются на что-то. Например, что вышло с домом №7по улице Щусева? Есть судебное решение, обязывающее органы местного самоуправления выполнить ремонт лифтов. Оно еще до 2015 года должно было быть исполнено, но — увы. А экспертизу все равно делать надо! Однако УК не заложила расходы на это в тариф. Жильцы собрать деньги тоже не захотели.

— Хорошо, экспертизы, пусть с опозданием и под нажимом, будут проведены. А дальше? 40 лет для лифта — не приговор?
— Это так. Все зависит от технического состояния.

— Но устаревшее оборудование нельзя использовать бесконечно. Его надо менять.
— Очевидно, что судебные решения, касающиеся ремонта и замены лифтов, надо было бы выполнять в приоритетном порядке. Аналогично, как нам представляется, надо вносить корректировки в план регионального фонда капремонтов. Мы готовим заключение на этот счет. Что касается собственников, с ними надо работать. Управляющим организациям надо обсуждать с людьми проблему, вместе искать выход. Если нужно повышать тариф — значит, нужно. Будет ли федеральная поддержка? На данный момент ситуация такова: Минстрой собирает полную информацию по лифтам из регионов. Все это будет проанализировано, а затем станет ясно, можно ли нам с вами рассчитывать на отдельную государственную программу.