Четверг, 18 июля 2024

Редакция

Мартовские воды

Стратегия развития Великого Новгорода застряла в весенних лужах

Созданный три года назад Совет горожан Великого Новгорода «проснулся» в начале 2016-го. Провёл уже три встречи — по молодежным делам, по перспективам музейного фондохранилища и в начале марта — по стратегии развития города. Называются встречи «заседанием рабочей группы» (куда входят и эксперты).

Разговор про светлое будущее Новгорода начал модератор проекта «Совет горожан» Роман Золин, но пришедшие на встречу представители общественности «заземлили» тему с высот туристической уникальности Новгорода на уровень затопленных подвалов и прочих коммунальных бед.

В присутствии мэра Юрия Бобрышева встреча напоминала скорее дополнительный приём граждан градоначальником, но не обмен мнениями. Кстати, не было ни одного городского депутата, не было специалистов от архитектуры, ЖКХ, дорожного хозяйства и иных сфер...

Роман Золин надолго погрузил собравшихся в туристические грёзы: кризис можно использовать как шанс для развития. Но как? Да от нас самих должна исходить инициатива! И еще, по мнению Романа Золина, новый бренд необходим. «Родина России» — не годится. Нужен аудит городских сокровищ. Туриста надо по городу вести, как в магазине ИКЕА: пришёл за ёршиком, а ушел с тележкой товаров. И тогда город расцветет. Нью-Васюки, подумалось...

Одна из новгородок заявила, что «у нас все хорошо», в смысле с музеями, памятниками и историческим обаянием. «Но если бы крыша в вашем доме текла, вы бы пошли в музей?» — эмоционально вопросила женщина. И именно поэтому, считает она, приезжие и отмечают, что у жителей Новгорода неприветливое выражение лиц.

Действительно, весь пафос продвижения бренда Новгорода в России и за ее пределами явно не соответствовал лужам и грязному месиву двора, где расположен отдел-центр «Григоровский» (место заседания). Да что там! В центре города туристу приходится лавировать по тротуарам, чтобы не шлёпать по лужам... А это уже непосредственное впечатление наряду с восторгом от памятников старины.

Предложение Романа Золина сотворить уникальность города показалось мне спорным: город и без того один из самых древних в России. Софийский собор встал тогда, когда турки захватили Константинополь. У нас сохранились образцы уникальной новгородской иконописи... Продолжать можно на целую статью. Но на встрече по разработке стратегии развития Новгорода быт оказался сильнее.

После спича докладчика раздавались реплики об аварийных швах на доме, про то, как люди сами на крышу 720 тысяч собрали, про Фонд капитального ремонта, тарифы «Теплоэнерго», лифты... Одна дама даже попросила: «Сделайте канализацию, Юрий Иванович!». Другая напомнила мэру, что в Псковском микрорайоне, где дома растут как грибы, не хватает детсадов и школ, нет сквера. Какая после этого вам стратегия нужна?

Тогда Юрий Бобрышев предложил вместе подумать над приоритетами: крышу или детсад? Или Колмовский мост? И напомнил про скудость городского бюджета. Как после этого мечтать о великом?

По словам Романа Золина, «миссия Совета горожан — встряхнуть людей». Даже когда денег не хватает, «нужно готовить проекты, без которых эффективно развивать город невозможно». Проекты Совет горожан надеется создать в том числе и с помощью анкетирования: люди изложат свои проблемы, а эксперты их сведут в единую программу. А проблемы — и так на поверхности...

Не под выборы ли затея? Ответ был утвердительный: самое время, мол, гражданам торговаться с властями.

Лично мне слово «торговаться» не нравится. К тому же под выборы непременно появляются различные площадки для «торговли», но после выборов — их выхлоп нулевой.

Фото Владимира МАЛЫГИНА