Четверг, 18 июля 2024

Редакция

«Скиф» возвращается

В носовой части Ил-75МД-90А вместо штатной РЛС установлен лазер наведения под специальным обтекателем

Старорусский 123 АРЗ примет участие в создании самолёта с лазерным оружием

После того как Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева (ТАНТК) опубликовал на сайте госзакупок информацию о выполнении очередного этапа составной части опытно-конструкторской работы по теме «Эргономическое обеспечение разработки самолета А-60СЭ», возобновились разговоры, что Россия строит самолет с лазерным вооружением.

Причем, по мнению авторитетного военного блогера alexeyvvo, для доработок будут использоваться модернизированные военно-транспортные самолеты Ил-76МД-90А. В специальные модификации с лазерным оружием новый самолет получит наименование А-60СЭ (СЭ — от наименования ОКР «Сокол-Эшелон»). Почему Ил-76? Автор полагает, что «на фоне достаточно крупного парка транспортных Ил-76МД в российских ВВС, поддержание летной годности которых практически поставлено на 123 АРЗ на поток (ежегодно проходят капитальный ремонт по 12 машин), это очевидно».

Таким образом, если прогнозы блогера сбудутся, Старорусский авиаремонтный завод станет участником амбициознейшей военной программы. Между тем в блоге bmpd, который ведут эксперты Центра анализа стратегий и технологий, сообщили, что первый серийный Ил-76МД-90А № 01-03 уже передан на ТАНТК для достройки.

По сообщению портала zhukvesti.info, «в конструкцию самолета внесен ряд изменений. Для размещения лазерной установки в носовой части самолета вместо штатной РЛС установлен лазер наведения под специальным обтекателем. Наверху фюзеляжа установлен обтекатель, имеющий раздвижные створки. Под обтекателем находится основная лазерная установка. По обоим бортам фюзеляжа расположены турбогенераторы энергосистемы, обеспечивающие электропитанием лазерную систему. На машине убраны кормовые створки грузового отсека. Рампу сделали как несущий отсек фюзеляжа для прочности конструкции и др.».

«Возобновление работ по боевым лазерам, установленным на воздушной платформе, оправданно, так как, по мнению экспертов, лазерное оружие представляется перспективным направлением развития средств противоракетной обороны», заключает издание.

Отметим со ссылкой на военного блогера tourer, что в СССР под шифром А-60 скрывался лазерный комплекс авиационного базирования (ЛКАБ). На нем отрабатывались задачи борьбы с разведывательными спутниками и ракетами противника. Над проектом, получившим название «Скиф», работали специалисты того же ТАНТК совместно с ЦКБ «Алмаз».

Первый самолет-лаборатория А-60/1А1 совершил полет 19 августа 1981 года, а в 1984-м впервые поразил воздушную мишень. В 1989 году самолет 1А1 сгорел на авиабазе Чкаловский. На втором А-60/1А2 был установлен модернизированный лазер. Самолет совершил первый полет 29 августа 1991 года.

Всего было выполнено несколько десятков полетов на применение лазерной установки по цели — стратосферному аэростату, находящемуся на высоте 30—40 км. Также выполнялась стрельба по мишени Ла-17. В 1993 году работы по проекту «Скиф» были прекращены. Однако есть данные, что в 2003 году была открыта ОКР (именно под шифром «Сокол-Эшелон»).

А в 2012-м появилась информация, что концерн ПВО «Алмаз-Антей», ТАНТК и Воронежская фирма «Химпромавтоматика» получили техническое задание на создание лазера, способного прожигать корпуса самолетов, спутников и баллистических ракет.

В марте 2014 года в газете «Стрела», издаваемой ГСКБ «Алмаз-Антей», появились первые официальные сведения о новом проекте. Сообщалось о завершении предварительных работ по новому проекту. В частности, что выполнена часть наземных стендовых испытаний новой аппаратуры. В дальнейшем предполагалось установить необходимое оборудование на летающей лаборатории и приступить к испытаниям комплекса в воздухе.

16 сентября прошлого года «Российская газета» в статье «Ил-76 оснастят боевым лазером» писала: «Теоретически предполагается, что выведенный на орбиту мощный лазер сможет выводить из строя аппаратуру наблюдения и связи космических аппаратов вероятного противника. В 2009 году эксперимент подтвердил возможности нового оружия — наведенный с борта А-60 лазерный луч был зафиксирован спутником, летящим на высоте 1500 км».

Впрочем, как пишет «Военное обозрение», ввиду общей секретности сведения о перспективном проекте «Сокол-Эшелон» и самолетах А-60 носят отрывочный характер и нередко не имеют официального подтверждения. Ведь официально современные технологии позволяют говорить пока только об «ослеплении» ракет. Ту же ракету «воздух-воздух» можно отвести от цели, направив лазер на инфракрасную головку наведения.

Например, руководитель Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Григорий Тищенко считает, что в России разработки ведутся на уровне научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. «В качестве полноценной системы вооружения лазер воздушного базирования сегодня воспринимать не стоит, — убежден он. — Принцип работы лазера следующий: он воздействует на цель либо импульсным, либо непрерывным образом. В первом случае необходима высокая мощность, во втором — длительность удержания точки на цели».

Фото с сайта militaryrussia.ru