Среда, 17 июля 2024

Редакция

Люди на болоте

Имена лётчиков теперь увековечены

О памяти, благодарности и упорстве поисковиков

Из кузова старенького гусеничного тягача видна голубая полоска неба. Задняя дверь накрепко закрыта. В противном случае все, кто внутри ГТТэшки, были бы забрызганы болотной грязью, летевшей из-под гусениц. Не машина — зверь! С рёвом прорывается почти в самый центр торфяника. Примерно через полчаса — на месте!

Здесь в июне 1942 года упал подбитый фашистами советский бомбардировщик Пе-2. Экипаж погиб в полном составе. Это были 24-летние: лётчик, старшина Владимир Пархоменко, стрелок-бомбардир, младший лейтенант Иван Матулин и 26-летний стрелок-радист Арсений Чехонин. Имена поисковики из отряда «Находка» установили совсем недавно.

Пирамида на болоте

О том, что недалеко от деревни Кневицы разбился во время войны самолёт, местные жители знали всегда. Но потребовалось 74 года, чтобы начались работы по подъему обломков легендарной «пешки». И если бы не «Находка» и не её командир Александр МОРЗУНОВ, допускаю, что готовились бы ещё дольше.

— Мы обследуем места падения самолётов по всей области. Информацией делятся люди. Иногда она бывает ложной, за самолёт принимают что-то другое. Но в этом случае была полная уверенность, что найдём... Машину начали разбирать ещё фашисты, после войны продолжили наши, а поисковикам вот что осталось, — Морзунов кивает в сторону небольшого холмика искорёженного металла.

Александр Петрович не согласен с теми, кто считает, что его отряд специализируется лишь на поиске самолётов. 3 мая на мемориале в Кневицах состоится торжественная церемония захоронения поднятых «Находкой» останков нескольких десятков красноармейцев.

Разведку самолёта поисковики провели ещё зимой. Под снежным покровом, словно капельки крови, виднелись тогда ягоды клюквы. Знак определённо. Сейчас болото оттаивает, и если чуть замешкаться в жиже, ноги тут же уходят в трясину. Без поддержки посторонних их уже не вытянуть обратно. «Выбирайте кочки», — подсказывают мне. Но твёрдой земли у раскопа, превратившегося в небольшой тёмный водоём глубиной выше человеческого роста, совсем не осталось. Для перемещения поисковики используют деревянные настилы.

У «Находки» есть ноу-хау по поднятию обломков воздушного судна. Почти пятиметровую конструкцию назвали «пирамидой». На тросе в её центре прилажен грейферный захват, служивший когда-то на погрузчике. Клешню медленно опускают под воду, открывают и захватывает в неё всё, что скрыто на глубине.

Что будет уловом, предсказать нельзя. Но так уже подняты детали двигателя с заводским номером, который и вывел на имена защитников советского неба; штурманский инструмент, шасси, куски фюзеляжа, а также личные вещи пилотов: каблук ботинка, ракетница, оплавленная пластина лётного планшета. Это позволило предположить: самолёт при падении был объят огнём. Человеческие останки болото не отдает...

Турель деда13piramid

Отчищать предметы доверено участницам поискового отряда «Берёзка», что из Кневиц. Молодые женщины, кстати, ещё и многодетные мамы. В отряде трудятся три супружеские пары.

Среди тех, кто суетится около пирамиды, — Игорь ЧЕХОНИН, внук того самого Арсения Чехонина, самого старшего из экипажа. Игорь приехал из Петрозаводска специально, чтобы поучаствовать в экспедиции, 10 дней назад. Сегодня его «Вахта памяти» закончится.

— В семье знали, что дед летал на Пе-2. Информацию о нём я искал в архиве Министерства обороны, в базе данных «Мемориала». Скоро должны прийти ответы, на основании которых восстановлю его боевой путь от Петрозаводска до этого места. Дед был награждён орденом Красной Звезды за финскую кампанию. До Великой Отечественной войны работал инструктором, обучал курсантов азбуке Морзе. Об этом даже написала петрозаводская газета, — щурясь от яркого солнца, рассказывает он. — Увидел телесюжет о демянском поисковом отряде, связался. Так и оказался здесь. Ребята-поисковики приветливые, делятся секретами и нюансами дела. Вникаю. Что это место значит для меня? Тут мне, простите, хочется просто помолчать.

Домой он вернётся с горстью земли из кневицкого раскопа, припасённой для могилы бабушки, и частью пулеметной турели. За неё в свои последние часы жизни держался старшина Арсений Чехонин.

Огромное небо – одно на двоих

В этом году поисковые работы в Новгородской области поддерживает Российское военно-историческое общество (РВИО). Оно же изготовит памятный знак лётчику-асу, Герою Советского Союза Василию Романенко. Обломки его штурмовика были прошлым летом обнаружены у местечка Глебовщина. Сейчас обсуждается, где поставить обелиск.

РВИО выделило средства на проведение экспедиции: топливо для тягача, на котором добираются поисковики, тоже ведь стоит денег. Но, как говорит Александр Морзунов, чем больше неравнодушных людей подключатся к поисковой работе, тем лучше она будет организована. А в разговоре с руководителем департамента поисковой работы РВИО Сергеем МАЧИНСКИМ узнаю, что у них в разработке проект, посвящённый 100-летию со дня рождения Героя Советского Союза Алексея Маресьева.

— Конечно, хотелось бы найти Як-1 Маресьева. Но всё же главная цель проекта — напомнить о его подвиге, — объясняет он идею проекта. — Когда мы в ноябре поднимали самолёт на границе Тверской и Новгородской областей, пришла новость, что во время приземления на парашюте был расстрелян российский лётчик Олег Пешков. Убили его подло, он ни для кого угрозы не представлял. Вот и выходит, что война-то ещё не закончена.

Каким отрядам РВИО готово помогать? Ответил чётко:

— Отрядам, у которых есть грамотный подход к поиску, которые доводят работу до конца — увековечивают память погибших. Не выкапывают останки бойцов из одной ямы, чтобы переложить в другую. И на этом о них забыть...

Красный обелиск

В начале мая РВИО и «Находка» отправятся в Парфинский район. Там нашли воронку, образовавшуюся на месте падения самолёта. Уже известно, что это был советский истребитель ЛаГГ-3, а управлял им Виктор Ивану.

На вопрос, сколько (навскидку, конечно) может быть в демянских лесах и болотах советских самолётов, один из поисковиков ответил: «Много». «Много — это сто, например?» — допытывалась я. Цифру так и не назвали...
Экспедиция у Кневиц завершается установкой маленького красного столбика со звездой, который привёз Игорь Чехонин. На скромный обелиск повешена табличка с именами погибших лётчиков. Рядом поисковики соорудят свой памятный знак. По традиции его составят из обломков поднятой техники. Можно ли считать, что на этом будет поставлена точка? Пожалуй, что нет. Скорее, запятая.

Болото не любит отдавать всё сразу. Поисковики рассчитывают приехать сюда зимой, исследование будет продолжено, и может быть, откроются новые подробности гибели лётчиков.

* * *

Поисковики делают совместное фото на память. А я пользуюсь предоставленной возможностью, чтобы перед выездом собрать немного клюквы-веснянки. Её вкус кисло-сладкий, утончённый. С этим у меня теперь будут связаны воспоминания о работе поисковиков, которая невероятно трудна, и в такой же степени благородна...

Демянский район

Фото автора