Среда, 17 июля 2024

Редакция

Зона для прогулок

Ильина улица — объект экспансии пешеходов-профессионалов

Лозунг «Дорогу — велосипедистам!» пора менять на «Дорогу — пешеходам!»

В Великом Новгороде вновь обратились к теме создания пешеходной зоны на Ильиной улице. Эту идею продвигают активисты движения «Новый город». В первые дни мая в мэрии прошло совещание, в котором участвовали чиновники и общественники.

Сверну на Ильину

Первым такую мысль подкинул новгородцам московский архитектор Сергей Костиков. Как сообщается на официальном сайте «Нового города», среди его творений — аэровокзальный комплекс «Внуково», станция московского метро Новокосино, Деловой центр, Лермонтовский проспект.

Осенью 2014 года москвич выступил в культурном центре «Диалог» с лекцией «Велосипеды изменяют города». Однако круг его интересов выходит за пределы велосипедной инфраструктуры, и часть выступления была посвящена переводу Ильиной улицы в статус пешеходной. Мол, здесь и так слабый транспортный трафик.

Правда, и пешеходный тоже не зашкаливает. Зато все условия для него в наличии. Куда ни кинь взгляд — лепота! Церковь Спаса Преображения (XIV век) и Знаменский собор (XVII век). Именно в этом районе сохранилось много двух- и трехэтажных зданий XIX века. Родная история, изрядно потрепанная временем. Как асфальт на тротуарах.

Костиков отметил, что Ильина может стать отличным продолжением туристической зоны, которая начинается от Новгородского кремля и проходит через Торговую сторону до Знаменского собора. Спускаешься с Горбатого моста, и перед тобой открывается вид на современную, уютную улочку с белеющим вдалеке храмом.

«Это должна быть велопешеходная туристическая улица со всеми ее атрибутами — уличными кафе, сувенирными магазинами, лавочками, информационными стендами, музыкантами, велодорожкой, — приводит мнение Костикова «Новый город». — Это не только расширит туристическую зону, но и станет новым центром притяжения для местных жителей, улица объединится с Ярославовым дворищем, набережными и создаст единое общественное пространство центра города».

Дети Арбата

Идея Костикова не нова. Во многих российских городах по аналогии с московским Арбатом созданы свои пешеходные улицы. Главная мысль, конечно, не в том, чтобы открыть их для любителей пеших прогулок. Такая улица должна стать одним из культурно-общественных центров, где люди смогут интересно провести время.

Поэтому в основном пешеходные зоны создают там, где есть немало памятников старины. Например, в Саратове полностью пешеходным стал проспект Кирова, в Чебоксарах — бульвар купца Ефремова, в Иванове — бульвар Кокуй, в Казани — улица Петербургская (частично пешеходная), в Гатчине — Соборная улица...

В Новгороде между тем обсуждают опыт соседей. Недавно в Пскове завершили работы по созданию пешеходной зоны на улице Пушкина — в рамках туристско-рекреационного кластера «Псковский». Удовольствие обошлось в 160 млн. рублей, но теперь это одно из самых популярных мест отдыха и прогулок у псковичей.

— Улица Пушкина идет от главной магистрали Пскова — Октябрьского проспекта — к yлице Карла Маркса и центральномy рынкy, — рассказал «НВ» Дмитрий БЕЛЯЕВ, псковский историк и экскурсовод. — Она пересекает yлицy Ленина, и на этом перекрестке находится Псковский академический театр драмы. Здесь, кроме спектаклей, проходят концерты, выставки, презентации, показы фильмов, встречи с творческими людьми. Пешеходный отрезок yлицы Пyшкина реконстрyировали — вымостили плиткой, yстановили фонари, скамейки. На части территории вдоль yлицы разбили сквер. Стало очень стильно и по-европейски. Рядом центральный Детский парк — место для прогyлок и аттракционов, есть кафе, недорогая столовая, мyзей-квартира Ленина, где он жил три месяца в 1900 годy, и мyзей архитектора-реставратора Юрия Спегальского. То есть это центральная часть города. По этой yлице приятно прогyливаться в теплyю погодy. Планирyется, что со временем здесь бyдут проходить выставки под открытым небом, какие-то yличные мероприятия...

Добавим, что реконструкция улицы Пушкина шла не только снаружи, но и внутри. На ней были полностью заменены сети водопровода, теплотрассы, ливневая и хозяйственно-бытовая коммуникации. Было установлено несколько видов дорожного покрытия: асфальт, бетонная и гранитная брусчатки, плиты. И улица эта, отметил Игорь ПОПОВ, начальник управления по дорожному хозяйству и транспорту Великого Новгорода, заметно короче Ильиной. Так что для нас 160 млн. могут стать стартовой ценой.

Гулять так гулять

В Новгороде предложение Костикова упало на благодатную почву. Участники «Нового города» предложили проработать идею студентам кафедры дизайна НовГУ, и она стала темой для дипломного проекта одного из выпускников Игоря Ромашко.

Молодой дизайнер предложил сделать улицу полностью пешеходной, наполнив её скамейками и стульями для отдыха, расположив велопарковку, открытую спортплощадку с тренажерами и сцену для выступлений музыкантов, лекций, мастер-классов, театрализованных постановок.

Однако горожане восприняли новость с заметным скепсисом. Кто-то считает, что Ильина улица находится на некотором отдалении от исторического центра и специально гулять там по прихоти общественников мало кто захочет.

Кроме того, полностью пешеходной Ильиной улице не стать: ее пересекают Михайлова и Славная улицы. «Гляди в оба, чтоб не сбила машина», — написал один из читателей интернет-версии «НВ».

— Проект создания пешеходной зоны нужно очень тщательно и детально обсуждать, — говорит Андрей ВАСИЛЬЕВ, руководитель маркетингового отдела Новгородского туристского информационного центра «Красная Изба». — Ильина улица находится в таком районе Новгороде, где много одностороннего движения, поэтому появление ограничения для автомобилистов может создать дополнительные трудности для движения транспорта. В том числе и туристического, ведь Ильина входит в маршрут обзорных экскурсий по городу.

По данным городского транспортного управления, в среднем за день в Новгород приезжает до 35 автобусов с туристами, и даже небольшие коррективы в их движении могут сократить поток гостей, который потом будем долго восстанавливать.

По мнению интернет-сообщества, пешеходам хватит места и на Ярославовом дворище, в кремле и кремлёвском парке, на набережной Александра Невского. Гуляй — не хочу! Может, поэтому в новгородской мэрии без особой спешки обсуждают тему пешеходки?

Общественники не спорят, но и свое не хотят забыть. На прошедшем в начале мая совещании идея пешеходной зоны выглядела уже иначе. «Новогородцы» остановились на варианте односторонней улицы с широкой велопешеходной зоной на четной стороне. На нечетной предлагается сохранить движение транспорта и парковочные места.

Авторы объясняют, что пешеходная зона не всегда означает полный запрет движения транспорта. Можно сохранить двухполосную проезжую часть или полосы для общественного транспорта, или установить ограничение скорости для машин, сделав улицу тихой. Главное — включить Ильину улицу в жизнь города и наполнить новыми смыслами.

Однако, судя по всему, в мэрии иначе поняли промежуточный вариант, на котором было решено остановиться по итогам встречи. Как рассказал Игорь Попов, в городской администрации рассчитывают увидеть проект нескольких точек притяжения в районе церкви Спаса Преображения и Знаменского собора — сувенирные павильоны, кафе, парковки... Вот это можно попытаться воплотить в жизнь. Конечно, заметил чиновник, потребуется привести в порядок тротуары на Ильиной улице. Всё-таки ровная дорога — основа основ пешеходной зоны. Если горожане и туристы оценят новшество, есть смысл рассуждать о развитии идеи. Интересно, что будет, когда те и другие обнаружат разницу во взглядах?

Пеший знает

В Старой Руссе уже миновали стадию разговоров и планируют создание пешеходной улицы в рамках проекта реконструкции площади Революции с обустройством прилегающей территории и введением туристического пешеходного маршрута. Предполагается, что работы будут финансироваться из федерального (238,9 млн. рублей), областного (67,8 млн.) и городского (0,6 млн.) бюджетов. Хотя в администрации района не исключают, что стоимость проекта может измениться — как в большую, так и меньшую сторону. А это в свою очередь может означать и корректировки проекта.

Последнее слово за Федеральным агентством по туризму, которое пока не приняло никакого решения. Если оно появится, пешеходной может стать часть улицы Воскресенской (бывшая — Ленина). Она примыкает к площади и ведет к городскому туристскому информационному центру.

Любопытно, что в одном из первых вариантов предполагалось, что пешеходным может стать и Живой мост. Однако это вызвало волну недовольства у старорусских автомобилистов. По их мнению, тогда центр города в час пик превратился бы в одну большую пробку.

Сейчас переправа в проекте не фигурирует, но если автолюбителей лишат Воскресенской улицы, вряд ли они в должной мере оценят желание чиновников следовать модным веяниям по развитию городской среды. Именно по Воскресенской пролегает самый короткий путь с одного берега Полисти на другой. «Когда улицу Ленина закрывали на ремонт, возникавшие в связи с этим неудобства вызывали негодование жителей», — сообщил Константин ЕФИМОВ, ведущий специалист экономического комитета Старорусского района, курирующий развитие туризма. Зато гостям райцентра и местным любителям прогулок появление пешеходного отрезка на Воскресенской улице должно понравиться, убеждены в районной администрации.

* * *

Впрочем, пока и новгородцы, и рушане — с раздражением или надеждой, — но только говорят о создании пешеходных зон. Русский человек любит поговорить, поспорить, послушать. И очень расстраивается, когда его просят заняться делом...

Фото Владимира МАЛЫГИНА