Среда, 17 июля 2024

Редакция

Несносный дом,

Строения в стиле «баракко» — достопримечательность малых городов России

или Посторонним вход запрещён

Когда ушел социализм, в Пестове остался недостроенный детский сад. Готовность — 15%. Фундамент, частично стены и перекрытия первого этажа. Спустя несколько лет областная власть, поделившись полномочиями, передала объект муниципалитету. В этом году садику — 25 лет. Процент готовности тот же.

И вдруг в судьбе исторического недостроя, как принято говорить, наметились перемены. Районная прокуратура обратилась в суд с иском об обязании местных властей данный объект... огородить. Иск еще не рассмотрен, забора еще нет, но уже прошли торги — у «разрухи» на улице Мелиораторов появился хозяин. Буквально в эти дни предполагается регистрация права собственности. Реанимировать детсад бизнесмен, конечно, не собирается, но порядок и пользу обещает.

Чиновники могут позволить себе замечания, типа «Ну, это, конечно, суду теперь решать, в каком виде нам надо было продавать недострой — с забором или без него». Однако расслабляться рано. В Пестове есть еще и «старострой» — несколько аварийных жилых домов в стиле «баракко». И есть иски.

Логика прокуратуры проста: все эти объекты представляют опасность для жизни и здоровья граждан. В том числе с точки зрения антитеррористического законодательства. Наконец, это вызов общественному порядку. Да и жители жалуются на «бардак».

В «дневную смену» детсад посещают подростки. По ночам там «дежурят» люди постарше. Тот еще контингент. Здесь же и свалка на всеобщее обозрение. Примерно такая же обстановка и в бараках. К слову, почти расселенных. Зарегистрированных там граждан — единицы. Проживающих — никого.

— Здания находятся в таком состоянии, что в любой момент может произойти обрушение, — считает заместитель прокурора Пестовского района Николай РАДЧЕНКО. — Тем более что сами жители продолжают их по-тихому разбирать.

При этом по аварийным домам в отличие от недостроенного детсада требование огородить территорию не выдвигается. Задача властей, как ее видят в прокуратуре, состоит в том, чтобы оградить доступ посторонних.
Поэтому в муниципалитете сейчас размышляют, что лучше — заколотить окна и двери или решить, наконец, все вопросы по расселению и снести депрессивного вида постройки. А лучше по примеру несостоявшегося детсада — взять да продать. Как участки под строительство.

— Думаю, мы решим вопрос, — заверила «НВ» заместитель главы районной администрации Елена СМИРНОВА. — Сделаем как надо.

Иными словами, администрация не собирается тратить бюджетный рубль на то, чтобы городить заборы там, где пора пустить бульдозер. Просто «этот вопрос», как мне сказали, не был первоочередным. Но концепция изменилась. К тому же, согласно утвержденному администрацией плану, снос бараков планировался в 2017 году. Чего не хватало, чтобы сдвинуть воз? Видимо, прокурорской вожжи.

Аналогичные требования предъявлялись и к другим муниципалитетам. Например, к Великому Новгороду, много раньше.

Как сообщил «НВ» старший помощник прокурора Великого Новгорода Виктор БАЛАШОВ, в 2015 году суд обязал мэрию закрыть доступ к шести аварийным домам. После чего мэрия изыскала средства для сноса пяти из них. И только многострадальное здание по улице Михайловой, 6, осталось стоять.

А что ему сделается? Оно же — памятник. Культурного наследия. Поэтому подлежит реконструкции, на которую, как нетрудно догадаться, денег по-прежнему нет. Правда, доступ в него реально был закрыт.

Надо полагать, подобные иски будут предъявляться и впредь. Так что на местах лучше, не дожидаясь судов, окинуть территорию хозяйским глазом. А то ведь можно и не поспеть с торгами, и придется ставить нужный забор в «ненужном» месте.

Фото из архива «НВ»