Среда, 17 июля 2024

Редакция

Песья доля,

Медики интерната несут службу круглосуточно

или Как складывается жизнь стариков в казённом доме

В нашей области — 12 интернатов для пожилых граждан и инвалидов, пять — психоневрологического профиля. И свободные места появляются в них редко. Даже очередь есть из желающих переехать на ПМЖ в любое из таких учреждений.

По долгу службы мне приходится иногда бывать там. Несколько лет назад я писала и про дом-интернат в поселке Песь. На этот раз поводом для командировки туда стало письмо одного из постояльцев.

По материалам дела

Люди преклонного возраста не так часто обращаются к журналистам. Если это происходит, значит, накипело. Вадим Леонидович Д. рассказал в письме о недоброжелательном отношении сотрудников интерната «Песь» к старикам, о том, что, «когда жильцы приходят из магазина, санитарки учиняют обыск сумок, тем самым оскорбляя человеческое достоинство постояльцев». Пожаловался и на работу кухни: повара без специального образования, посуда моется плохо...

Но на деле все оказалось иначе. По крайней мере, я ничего плохого в интернате не увидела. Конечно, я заранее предупредила директора о своем приезде, и не исключено, что что-то мне не показали, не всё рассказали. Но в комнатах на два-четыре человека чисто, во всех помещениях сделан косметический ремонт, поменяны двери и окна, санитарные комнаты оборудованы для нужд людей с ограниченными возможностями, имеются уличные и комнатные инвалидные коляски, трости, костыли, в комнате отдыха — большой телевизор, библиотека, на пищеблоке — новое кухонное оборудование, на улице — беседки в окружении кустов и цветов.

Так отчего же недоволен обслуживанием автор письма в газету? Директор интерната Ольга ДОЛГОВА без лишних слов положила передо мной постановление мирового суда, которое объяснило причину.

— У Вадима Леонидовича возраст еще не пенсионный, к нам он попал по инвалидности. Сам из Санкт-Петербурга и в Хвойную переехал жить не так и давно, — вводит в курс дела Ольга Владимировна. — В прошлом он довольно успешный художник и скульптор. Но так сложилась жизнь, что стал пить, перестал следить за здоровьем. После инсульта потерял возможность продолжать работать, получил инвалидность и стал нуждаться в стороннем уходе. Поэтому и обратился в социальную службу с просьбой определить его в дом-интернат. Живет он в нашем подразделении в деревне Анциферово. И хлопот доставляет немало. Чем? Да тем, что продолжает пить, хотя это запрещено. По договору обслуживания, 75% от суммы пенсий жильцов перечисляется дому-интернату, остальное люди тратят по своему усмотрению. Так вот, кто-то сладости к чаю покупает в магазине, а кто-то — и спиртное. Стараемся противодействовать этому, но все равно проносят — пьют, шумят, мешают соседям. Что же касается Вадима Леонидовича, то несколько месяцев назад, находясь в состоянии алкогольного опьянения, он с ножом в руке угрожал работнице нашего учреждения. В отношении его возбуждено уголовное дело. И мировым судом вынесено постановление о проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы в Валдайской областной психоневрологической больнице.

К слову, как следует из материалов дела, подсудимому ранее предлагали добровольно пройти освидетельствование в специализированной больнице, но он от госпитализации отказался. Затаил обиду на сотрудников интерната и начал строчить жалобы в разные инстанции.

Что его ждет в будущем? Либо наказание за уголовное преступление, либо перевод в психоневрологический интернат.

Внимание и забота

Виктор Митрофанов надеется на возвращение домой

В «Песи» есть еще пенсионеры, имеющие психоневрологические заболевания. Хотя по правилам они должны размещаться в узкопрофильных учреждениях. По словам Долговой, в настоящее время в области очередь на специализированные места большая, и поэтому многим интернатам общего профиля приходится принимать на время жильцов с особыми диагнозами:

— Но при этом имеется очередь и из обычных пенсионеров. Наш интернат рассчитан на 53 постояльцев. Сейчас есть два свободных женских места. А просится мужчина, которого пока принять не можем.

Дом-интернат «Песь» — это два однотипных приспособленных здания в двух населенных пунктах (второе — в 30 км, в деревне Анциферово). Сотрудников почти столько же, сколько и постояльцев.

— Раньше персонала было еще больше, за счет управленцев. Сейчас администрация — единая. Но хотелось бы, конечно, объединить все наши службы и пожилых подопечных в одном месте, — продолжает разговор директор интерната. — И даже имеется на примете здание — в поселке Песь, где наш первый корпус находится, есть бывшее общежитие, подходящее по площади. Дом выставлен на продажу. Однако вопрос приобретения его для социальных нужд остается открытым, поскольку в настоящее время для региона первоочередной задачей является строительство новых корпусов психоневрологического интерната «Оксочи» в Маловишерском районе, на что и выделяются средства.

Но как говорят сотрудники, им грех жаловаться. За последние два года по региональной целевой программе о доступной среде удалось преобразить помещения. В ближайших планах — ремонт и оборудование на первом этаже корпуса в поселке Песь двух палат для лежачих стариков.

Штат укомплектован полностью. По признанию работников, в месяц они зарабатывают от 10 до 15 тыс. рублей.

— У меня большой стаж. Я пришла в интернат из Хвойнинской ЦРБ. И нисколько не пожалела, — рассказывает старшая медсестра соцучреждения Ирина ИВАНОВА. — В лечебном заведении, чтоб больше заработать, приходилось на три ставки трудиться. А здесь я по деньгам не потеряла, и работается спокойнее: знаю заболевания всех постояльцев, запас лекарственных препаратов регулярно пополняю. К тому же на помощь всегда приходит врач-терапевт из поселковой амбулатории.

Правда, беспокоит сотрудников дома-интерната, что сейчас только две бригады скорой помощи обслуживают большую часть района, в том числе и поселок Песь. Бывает, ожидание неотложки затягивается. Да еще приходится отстаивать права постояльцев на лекарства и средства реабилитации.

— Почти все наши подопечные имеют инвалидность. Так вот, в индивидуальных программах, которые члены областной медико-социальной экспертизы выписывают, они иногда почему-то забывают указать, что положены больным бесплатные памперсы или инвалидные коляски, трости, слуховые аппараты. И приходится нам каждый раз добиваться пересмотра дел и уточнения нужных средств ухода, реабилитации, — объяснила ситуацию Ольга Долгова.

По-соседски

За здоровьем пенсионеров в интернате «Песь» следят в первую очередь. Но не только за этим. Как рассказали сами постояльцы, сотрудники учреждения приглашают для выступлений различные районные коллективы, праздники проводят, фонд библиотеки пополняют, привлекают жильцов к работе на участке.

И люди охотно соглашаются, говорят, что общие мероприятия сближают, помогают найти друзей, общие темы для бесед с соседями.

— Как правило, в такие учреждения, как наше, люди преклонного возраста приезжают доживать свой век, — рассуждает Ольга Долгова. — На моей памяти лишь дважды пенсионеров к себе домой забрали близкие. Но многих навещают знакомые и друзья.

Так, Нину Ивановну АРЕСОВУ каждый день навещает ее воспитанница:

— Она малышкой осталась одна. Я оформила опеку и до десяти лет растила. А потом у меня случился инсульт, отнялись ноги. Девочку органы опеки передали на воспитание родственникам, которые живут в Песи. Меня вначале в Пестовский дом-интернат определили, но я настояла на переводе сюда. И сейчас имею возможность каждый день видеться с ребенком.

А вот супруги МИТРОФАНОВЫ надеются на возвращение к прежней жизни. Виктор Дмитриевич в прошлом — журналист, до начала 2000-х трудился в газете «Вперед» Волотовского района. Прошедшей зимой они с женой отморозили ноги, часть которых пришлось ампутировать. Долго лежали в больнице, потом жили в одном интернате, а с мая — в «Песи». Говорят, что работники соцучреждения отнеслись к ним хорошо: сразу поселили в отдельную комнату, кормят отлично, не ограничивают в перемещениях, обеспечили инвалидными колясками и костылями, помогают и учат обихаживать себя, подбадривают и вселяют надежду.

Митрофановы ждут, когда подойдет их очередь на получение протезов. Убеждены, что научатся снова ходить. И вернутся в Волот, к себе домой.

И очень хочется верить, что у них это получится.
Хвойнинский район

Фото Людмилы Данилкиной