Среда, 17 июля 2024

Редакция

ЦАФАП-царап!

Система автофиксации помогла снизить количество пострадавших на дорогах на 20%

Система автоматической фотовидеофиксации нарушений ПДД, комплексы которой действуют в Новгородской области, ловит нерадивых автомобилистов уже больше полугода. Пусконаладка началась прошлой осенью, но «по чесноку» видеокамеры включили в январе, уточняют в ГИБДД.

Смотри, куда едешь

Результаты работы рубежей видеонаблюдения (РВН) за январь—август впечатляют. ГИБДД направила водителям более 119 тыс. постановлений о выявленных комплексами административных правонарушениях на 71,8 млн. рублей. Для сравнения: за тот же период прошлого года было 49 тыс. постановлений.

В Центре автоматизированной фиксации административных правонарушений напомнили, главная миссия РВН — профилактика аварийности. И с этим, по мнению начальника ЦАФАПа Сергея БУДИНА, они справляются. В Новгороде, где установлены 22 стационарных комплекса, по данным городского ГИБДД, уже в первом полугодии удалось снизить количество погибших и пострадавших в автоавариях на 20%. Камеры реагируют на превышение скорости, на проезд при запрещающем сигнале светофора, на пересечение стоп-линии, на нарушение рядности, на остановку и стоянку в запрещённом месте и на движение по выделенной полосе.

Напомним, в Новгороде рубежи работают на перекрёстках улиц Октябрьской и Белова, Мира и Нехинской, Розважа и Великой, Кочетова и Нехинской, Большой Санкт-Петербургской и Газона, улицы Ломоносова и проспекта Корсунова, на проспекте Мира близ домов №№ 12—14, площади Строителей, развязках перед Колмовским мостом, въездах в город со стороны Санкт-Петербурга и Москвы.

— Да, многие водители уже запомнили, где находятся камеры, и снижают скорость, стараются не пересекать стоп-линию и вообще ведут себя внимательно и чутко, — говорит Будин. — Многие пользуются антирадарами. Но для нас это не имеет значения. Главное, чтобы автомобилисты соблюдали Правила дорожного движения.

Во все глаза

Для тех, кто привык вспоминать о правилах только при появлении видеокамеры, а также для того, чтобы снизить уровень аварийности на конкретном участке дороги, в регионе имеются 30 передвижных комплексов. Их дислокацию определяет ГИБДД.

Все имеющиеся в регионе комплексы автофиксации находятся в оперативном управлении ГОКУ «Новгородавтодор». И, по словам Дмитрия ПАСТУХОВА, главного инженера учреждения, в 2016 году в Чудовском, Новгородском, Валдайском и Крестецком районах использовались 10 передвижных фоторадарных комплексов, измеряющих скорость движения транспорта (КРИСП).

— В следующем году при достаточном финансировании мы сможем запустить в эксплуатацию 30 приборов, что обеспечит покрытие всей Новгородской области, — сказал Пастухов.

К слову, среди автомобилистов бытует миф, что операторы, выставляющие комплексы фотовидеофиксации, якобы получают свой процент с количества выявленных нарушений. Водители по этой причине весьма неоднозначно реагируют на появление передвижных РВН и даже вредят их работе.

Был случай, когда один «кекс» поставил свой внедорожник прямо перед комплексом, загородив ему обзор. В другом случае водитель попытался разбить аппаратуру. Безуспешно, правда, — только стекло разбилось. Рубежи не так просто вывести из строя. К тому же информация, хранящаяся в них, закодирована, и расшифровать файлы могут только сотрудники ЦАФАПа.

Где дивиденды?

Тему работы рубежей поднимали на августовском заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения, прошедшем под председательством губернатора Сергея МИТИНА. В том числе оценивали их экономический КПД.

Выяснилось, что до 1 августа в бюджет области удалось взыскать только около 30% выписанных штрафов. Почему не все штрафы попадают в бюджет? По словам Сергея Будина, около 50% автомобилистов пользуются возможностью уплаты штрафа с 50-процентной скидкой. Её можно получить, если нарушитель расплатится в течение первых 20 дней после вынесения постановления о наложении штрафа. Поэтому ожидаемые дивиденды бюджета будут заметно отличаться от фактических. Скажем, из 119 тыс. постановлений более 59 тыс. оплачены с половинной скидкой, а это 17 млн. рублей мимо кассы.

Если нарушитель не воспользовался скидкой, у него есть два месяца на добровольное погашение штрафа, но уже на все 100%. Пока доля таких постановлений — 14 764 (в рублях — около 9,4 млн.).

Если автомобилист так и не выплатил штраф, ГИБДД в течение 10 суток после окончания двухмесячного срока передает дело судебным приставам. Они возбуждают исполнительное производство и приступают к поискам должника. А это требует времени. Порой немалого: нарушители скрываются, меняют место жительства или не имеют имущества, которое можно арестовать в счет штрафа.

— Мы пользуемся системой электронного оборота документов и можем отследить судьбу каждого постановления, — говорит Будин. — По оперативности работы ни к почте, ни к приставам — претензий нет. И те, и другие укладываются в сроки обработки документации, так что большая часть штрафов в итоге всё-таки попадает в бюджет. Но происходит это уже через несколько месяцев после фиксации правонарушения.

Как пояснила Оксана ЕГОРОВА, заместитель руководителя управления Федеральной службы судебных приставов по Новгородской области, по закону срок исполнения постановления об административном правонарушения — два года. За это время нужно успеть найти должника, уведомить его, произвести все необходимые действия. Затем у правонарушения истекает срок давности.

Сейчас по всем постановлениям о нарушениях ПДД, подлежавшим принудительному исполнению, возбуждены исполнительные производства. «Доля взысканных штрафов увеличилась с 39% в прошлом году до 47% в текущем, — говорит Егорова. — И это при том, что растет и число исполнительных производств этой категории — с 31 тысячи за восемь месяцев 2015 года до 48 тысяч в 2016 году. Так что нагрузка на судебных приставов-исполнителей по взысканию штрафов растет».

Обман зрения

Как пообещал Сергей Будин, до конца года ГИБДД планирует разместить еще 10 комплексов фотовидеофиксации на трассе «Россия» и два на дороге Великий Новгород — Псков. В планах дорожной полиции — использование муляжей видеокамер и имитаторов радиосигнала. Антирадары будут реагировать на них как на полноценные комплексы автофиксации, подавать сигнал водителю, а тот снизит скорость до разрешённой. Если, конечно, ему дороги его жизнь и кошелек.

Фото из архива ГОКУ "Новгородавтодор"