Среда, 17 июля 2024

Редакция

Матрёшки и гармошки

Валерий Гайдым осторожно поинтересовался о долгах области перед перевозчиками вообще

Областные депутаты заинтересовались природой автобусного кризиса

Тема эта перешла с внеочередного заседания облдумы, которое случилось как раз после скоропостижного возвращения в Петербург 80 из 93 автобусов, взятых в лизинг у ООО «Питеравто». К 25 октября ситуация разрядилась, но не с точки зрения обычного пассажира, с трудом втискивающегося в китайскую версию общественного транспорта или заржавевший «ЛиАЗ». И депутаты с интересом заслушали специально приглашенного на заседание главу департамента транспорта и дорожного хозяйства Александра ТАРАСОВА, выступившего вне рамок основной повестки дня.

Докладчик в последнее время — в центре внимания всех СМИ, поэтому в чем-то повторился. Он рассказал предысторию ЧС.

В 2012 году муниципальное ПАТ-2 заключило договор об аренде 93 автобусов «ЛиАЗ» с ООО «ПАТП Великого Новгорода», дочерней структурой холдинга «Питеравто», до 31 декабря 2014 года. В месяц такой лизинг стоил городу 5 млн. рублей, в год — около 60 млн., что, к слову, на 13% превышает всю выручку предприятия. По словам Александра Тарасова, это был кабальный договор не только из-за завышенной суммы: он не предполагал выкупа машин даже после полной уплаты их стоимости. Также договором не учитывалась амортизация автобусов. Вот казус: арендатор сразу потратил 10,8 млн. рублей на их ремонт, а к исходу 2016 года — 46,8 млн., когда автобусы уже были изношены практически на 100%. Как уточнил глава департамента, к октябрю из 93 арендованных машин эксплуатировалось лишь 47. Но это наши проблемы! А кредиторская задолженность предприятия копилась со всех 93-х.

К слову, «кабальный договор» можно было забыть после 31 декабря 2014-го, ведь предупреждали в свое время депутаты мэра о возможном одновременном изъятии всех арендованных автобусов. Но мэр не согласился: мол, такое возможно только в страшном сне...

Депутат Анатолий ФЕДОТОВ выразил недоумение: «Неужели нельзя было отстоять эти автобусы, пока не найдется решение? Ведь обеспечение транспортной доступности областного центра — стратегический вопрос. Мы вас прикрыли бы, если бы вы не дали эти автобусы увезти из города». Ответ был известен: автобусный парк весь этот год не вносил арендные платежи.

Был вопрос о длине цепочки (ее у нас называют еще «питерской матрешкой») между арендатором и арендодателем — четыре предприятия. Зачем? «Этим сейчас занимаются правоохранительные органы», — ответил Александр Тарасов.

О том, что ждет город дальше, тоже сказал. «Автобусный парк» планирует приобрести в самые сжатые сроки 5 автобусов большой вместимости и затем еще 10. Средства выделены из бюджета области в счет погашения долгов за компенсацию выпадающих доходов.

Валерий ГАЙДЫМ осторожно поинтересовался о долгах области перед перевозчиками вообще. И услышал оптимистичное: порядка 140 млн. рублей погашено, в 2017 году планируется выделить 176 млн.
Про рост цены за проезд тоже были вопросы. Но, как оказалось, не по адресу: этим занимается комитет по ценообразованию и тарифам...

Фото Владимира Малыгина