Среда, 17 июля 2024

Редакция

Эффект проектного офиса

Структура исполнительных органов власти должна подстраиваться под приоритетные задачи

Оценка эффективности работы государственных и муниципальных служащих проводится регулярно как на региональном, так и на федеральном уровне. О выстроенной в Новгородской области системе управления и о новых подходах в нем «НВ» рассказал руководитель департамента внутренней политики Захар ЛЯШУК.

— Захар Владимирович, задача 131-го федерального закона*, реализация которого в стране идет с 2003 года, — приблизить власть к народу. В нашем регионе было образовано 221 муниципальное образование. Но затем началось их сокращение, и сейчас таковых осталось всего 142. Приблизить не удалось?

— Вы говорите о поселениях, численность которых уменьшилась за счет укрупнения территории обслуживания. Это вынужденная мера. Нужно не только ближе к населению перевести чиновников, необходимо сделать власть на местах дееспособной. А в нашем регионе с небольшой численностью населения получилось так, что создавались сельские поселения на 600–1000 жителей, а с ними — администрации и советы депутатов. При этом самодостаточных в финансовом плане поселений немного, большинство получают из областной казны дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности. Когда мы стали анализировать их деятельность, выяснилось, что до 90% бюджета мелких поселений уходило на обеспечение работы самих администраций. Разве это дело? Вот и было принято решение об укрупнении муниципальных образований с сокращением штатных единиц менеджеров.

— Но люди в деревнях жалуются, что глава поселения к ним теперь вообще не наведывается и за справками нужно в администрацию за десятки километров ехать.

— Такие нарекания говорят о недостаточно продуманной системе работы с населением. Глава вправе устраивать выездные дни приема в деревнях или наоборот — организовать подвоз граждан в здание администрации поселения, где все специалисты находятся. Вообще, нужно признать, что далеко не все возможные способы взаимодействия с населением используют чиновники на местах. Так, например, в нашей области ни разу не проводились референдумы, редко опросы бывают.

— А ведь Владимир Путин в своем обращении к Федеральному собранию отметил как необходимость и неизбежность для органов власти советоваться с обществом...

— Совершенно верно. Причем есть способы, не требующие больших затрат. На последнюю, прошедшую в Валдае Школу главы муниципального района мы приглашали экспертов столичной консалтинговой фирмы, которые принимали участие в разработке 131-го закона и постоянно мониторят по стране положение дел с местным самоуправлением. Так вот они в качестве примера называли анкеты о развитии поселений и перспективных проектах, которые передавались взрослым через детей-школьников. Технически и финансово осуществить такой опрос несложно, а результат может превзойти ожидания.

— Ваш департамент анализирует эффективность деятельности государственных и муниципальных служащих. Как выглядит на фоне других субъектов РФ наша область?

— За последние пять лет мы на 8,7% сократили количество госслужащих. И федеральный норматив на 10 тыс. населения выдерживаем. Что же касается муниципальных чиновников, то ситуация по районам разная. Безусловно, администрации муниципалитетов вольны решать сами, какое количество специалистов им нужно, но поскольку, как я уже говорил, областная казна выделяет деньги на выравнивание бюджетной обеспеченности, то правительство региона следит за тем, сколько служащих трудятся и какая у них нагрузка. В районах используется типовая структура управленческих блоков, каждую из которых курирует один из заместителей главы. Рекомендуемое соотношение начальников и подчиненных 1:3. И на сегодняшний день этот принцип соблюдается в администрациях Батецкого, Солецкого, Пестовского, Холмского, Окуловского и Парфинского районов.

— Где дела обстоят хуже всего?

— В Великом Новгороде, увы. В администрации там трудятся 494 служащих. По СЗФО такая численность еще в Вологде, но там жителей на 100 тысяч больше. А, например, в Пскове муниципальных служащих меньше на 10%, чем в Новгороде; в Сыктывкаре — на 20. Кроме того, показатели социально-экономического развития города говорят о недостаточной эффективности работы заместителей мэра. Для них, к примеру, не разработаны даже должностные инструкции, хотя правительство области в течение трех лет настаивает на этом.

Выводы проводимых департаментом исследований носят рекомендательный характер. Но надо заметить, что, за исключением Новгорода, остальные муниципалитеты прислушиваются к нашим советам.

— А готовы ли районные администрации к работе в формате проектных офисов, идею которых продвигает Правительство Новгородской области?

— Бизнес давно уже именно по такому принципу действует. Что же касается органов власти, то заставить сложившуюся управленческую структуру, в которой каждый отвечает только за свой блок и далеко не всегда знает, чем смежники занимаются, быстро меняться в зависимости от ситуации, сложно. Но возможно. И правительство области уже имеет опыт организации и работы проектного офиса. Речь идет о строительстве новой школы в микрорайоне «Ивушки» Великого Новгорода. Фактически на время реализации данного проекта работает проектный офис, куда вошли специалисты разных отраслей — строительной, образовательной, дорожной, юридической и других — для оперативного и комплексного решения всех возникающих вопросов.

Следующий проектный офис, возможно, будет организован под строительство второй очереди стадиона «Электрон». Практика показывает действенность данного формата органов власти, именно поэтому правительство области рекомендует его районам. Интерес главы проявляют. И уже есть первые идеи районных проектных офисов.

Наша справка:

в Великом Новгороде (население — 222 тыс. человек) на 10 000 жителей приходится более 22 чиновников, в Вологде (313 тыс.) — 16, в Череповце (318 тыс.) — 17, в Московской области (7,3 млн.) — 19

 

*Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».