Warning: filemtime(): stat failed for /var/www/novvedomosti.ru/data/www/novvedomosti.ru/images/articles/ru542mmy38.jpg in /var/www/novvedomosti.ru/data/www/novvedomosti.ru/pages/article-amp.php on line 148

Warning: getimagesize(/var/www/novvedomosti.ru/data/www/novvedomosti.ru/images/articles/ru542mmy38.jpg): failed to open stream: No such file or directory in /var/www/novvedomosti.ru/data/www/novvedomosti.ru/pages/article-amp.php on line 150
Корми меня и не труди чрезмерно* | Новгородские ведомости

Среда, 17 июля 2024

Редакция

Корми меня и не труди чрезмерно*

Не всякий ожидающий свой автобус становится его счастливым пассажиром. Сегодня на эти места — конкурс

Как автобусное сообщение в Великом Новгороде стало автобусным возмущением

Одним из подвигов Геракла была чистка Авгиевых конюшен, принадлежавших царю Элиды. Общественный транспорт Великого Новгорода — тоже своего рода «подарок» областной власти от городской: старый подвижной состав даже у коммерческих перевозчиков, допотопная система оплаты проезда...

Авгиевы конюшни

Когда в Новгороде в 90-е годы появились «мерседесы» турецкой сборки, все ликовали. Но схема покупки была такова, что городской бюджет всё ещё платит за «мерсы», превратившиеся в хлам. Ах, опыт — сын ошибок трудных! Не про нас писано...

Когда «Автобусный парк» был еще муниципальным предприятием, мы заключили не менее странный договор с «Питеравто» на автобусы, амортизация которых шла ускоренными темпами — судя по расходам на ремонт. А условия сделки были таковы, что даже от части этих автобусов мы отказаться не могли. Или — все, или — ничего. И случился автобусный исход из града.

Остальные три перевозчика (все частные) тоже не восхищают точностью движения и комфортом местопребывания. Они занимают меньшую долю на рынке транспортных услуг, но привыкли за долгие годы и стараются по-прежнему диктовать свою волю городской администрации. После передачи перевозок пассажиров региону, правда, приходится перестраиваться. Но так не хочется.

Например, на 2017 год перевозчики назначили стоимость проездных в сумме 1980 рублей исходя из 90(!) поездок. Почему 90? Так определено приказом... Росстата: если в городе один вид общественного транспорта, в проездной закладывают 60 автобусных поездок. Но у нас-то три троллейбусных маршрута! И не важно, что спросом пользуется только один, зато на треть вырастает стоимость проездного. И получается, что троллейбусонизация города ничего, кроме папуасского счастья, аборигенам не принесла.

Невольно возникает мысль о глубинах замыслов мэрии. За что ни возьмутся — все идет наперекосяк. Начали строить «Мармелад», оказалось, без разрешения на строительство. Получили разрешение на строительство ФОКа — никак не начать строить. Захотели аквапарк в Псковском микрорайоне — хотелка отказала. Нужен городу полигон ТБО...

Но вернемся к проездным... Они есть по обычной стоимости и есть льготные. Сколько именно льготников и с какой частотой перемещаются — точно никто не скажет. Прозрачность перевозок возможна лишь после внедрения валидаторов. ОАО «Автобусный парк», пытающийся перестроить работу на современный лад, недавно провел их обкатку, но без электронных проездных это — пародия на эксперимент.

С 2015 года полномочия по организации транспортного обслуживания населения Великого Новгорода на основании областного закона перешли к Правительству Новгородской области. Как минимум до 2019 года. А мэрия по соглашению от 3 декабря 2014 года с департаментом транспорта и дорожного хозяйства области обеспечивает безопасность пассажирских перевозок на маршрутной сети города, обустройство и содержание остановок, информационных указателей, дорожных знаков, разметку.

Логика абсурда

Это подтвердил заместитель начальника городского управления по дорожному хозяйству и транспорту Владимир ХАЛЯВА. Городская власть по-прежнему (в рамках федерального закона об общих принципах местного самоуправления) должна создавать условия для движения автотранспорта по городу. Но общественным транспортом, подчеркнул он, «юридически мы не командуем, работа с перевозчиками на сегодняшний день — уровень правительства». «Мы создаем условия, чтобы они работали», — повторил чиновник.

Совершенно очевидно, что для городской власти передача общественного транспорта региону хоть и унизительна, но выгодна — в ответ на звонки граждан можно сослаться на свое неучастие. Но в том, что автобусы не ходят по расписанию (которого со времен оных нет на большинстве остановок), — прямая ответственность мэрии.

Летом 2014 года ГИБДД по Великому Новгороду направило в городскую администрацию тревожное письмо о состоянии дорожной инфраструктуры областного центра, о низкой пропускной способности улиц, недостаточном освещении проезжей части, дефиците парковок, отсутствии координации в работе светофорных объектов. По мнению дорожной полиции, городу необходима единая комплексная схема организации движения. Прокуратура области тоже заявила, что 86% дорог Новгорода не соответствуют требованиям государственных стандартов по обеспечению безопасности дорожного движения. Схожую позицию на заседании гордумы осенью того же года высказал и вице-губернатор Игорь ВЕРХОДАНОВ, обратив внимание, что не внедряется автоматизированная система управления с учетом интенсивности движения светофорными объектами.

Но вице-мэр Павел МОРОЗОВ сообщил о работе над организацией автостоянок (даже многоуровневых!) и парковок, в том числе платных, за счет уширения проезжей части автодорог. Была обещана и парковка у областной больницы в Колмове. И где всё это? Где единая схема организации дорожного движения, работа над которой ведется аж с 2006 года? Но мэрия уже оптимизировала мыслительный процесс: единую транспортную схему федеральная власть предписывает сделать до декабря 2018 года. Времени — вагон и маленькая тележка

Хотелось бы понять и другое: почему по опеке или по связям с общественными организациями в мэрии — целые комитеты, а дорогами и транспортом занимается лишь управление (три человека)? На практике это означает привлечение к созданию единой схемы какой-нибудь фирмы со стороны. Но мэр Юрий БОБРЫШЕВ уж сколько раз сетовал на разные «шарашкины» конторы, которые только подводят городских чиновников. Причем стоят бюджету, по словам Владимира Халявы, «больших денег».

Всё наладится

Конечно, и в департаменте транспорта и дорожного хозяйства тоже людей немного для тех сложных задач, что они решают, — всего 15 вместе с кадрами и бухгалтерией. Например, сейчас внедряется новая схема участия перевозчиков на рынке пассажирских услуг. Федеральный закон от 13 июля 2015 года «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом...» предписал выставлять маршруты на торги.

Заместитель начальника управления транспорта, контрольно-правовой и кадровой работы Алла АЛЕКСЕЕВА признает, что пока внедряется новая схема, возникают нюансы. Как в случае с ООО «Новгородское ПАТП», дочерней структурой «Питер-авто», выигравшей городские маршруты №№ 2, 12, 22, 101 и не справившейся с обязательствами в новогодние праздники на маршруте № 101. В департамент поступили многочисленные обращения граждан с претензиями на работу перевозчика.

На встрече с вице-губернатором Александром ТАРАСОВЫМ представители головного офиса «Питеравто» пообещали исправиться: выпускать больше автобусов и привлекать к работе новгородских, а не питерских водителей, не знающих города. Специальная комиссия департамента будет держать ситуацию под контролем: дальнейшее сотрудничество с питерской компанией пока остается открытым, не исключён вариант с расторжением контракта и внесением в реестр недобросовестных поставщиков.

Между тем на торги в виде электронного аукциона в прошлом году поступила только одна заявка — от «Питеравто». Новгородские перевозчики решили не участвовать. Прежний ездок по этим маршрутам — «Новгородское ПАТП» — сочло их невыгодными. Но если невыгодно, зачем «Питеравто» взялся бы за эту работу? Конечно, войти на рынок можно и за счет не очень рентабельных перевозок. Хотя как № 101, связывающий с городом не только Кречевицы, но и Трубичино, может быть нерентабельным? А № 2, соединяющий Псковский микрорайон с Северным?

Итог первых торгов в 12 муниципальных районах получился гораздо успешнее. В декабре было заключено 32 контракта, еще одна серия торгов намечена на середину года. Стоит отметить, что теперь открываются и новые маршруты, например, в Старой Руссе.

Как заметила Алла Игоревна, сейчас обслуживать маршрут будет тот из перевозчиков, кто выиграет торги, а не тот, кто был их инициатором.

Критерии отбора определены федеральным законодательством, департамент выставляет условия по подвижному составу, периодичности движения, стоимости контракта. И в 2016-м на рынок пассажирских перевозок вошли новые компании, поскольку новый федеральный закон создает условия для конкуренции. Произошла смена перевозчиков в Парфинском и Валдайском районах, в Старой Руссе. К слову, участники торгов — местные, из Новгородской области.

КСТАТИ, о слухах про продажу «Автобусного парка», по поводу чего местная организация ЛДПР даже встала в пикет под броским лозунгом «Руки прочь от Автобусного парка!». В департаменте их не подтверждают. И на предприятии тоже. Если такая идея будет признана целесообразной, ее должен одобрить областной парламент, утвердив внесение предприятия, чьи 100% акций сейчас у областного правительства, в программу приватизации.

Добавим, что частный общественный транспорт в российских городах справляется с задачей не хуже муниципального при условии, что над ним установлен жесткий контроль со стороны власти — на основании уже упомянутого федерального закона. Учитывая важную социальную значимость пассажирских перевозок, областное правительство обсудит этот вопрос на своем завтрашнем заседании.

* Карло Гольдони. «Труффальдино из Бергамо»

Владимир МАЛЫГИН (фото)