Среда, 17 июля 2024

Редакция

Стела не остыла

Геройская стела под присмотром Ильича целее будет, решили рушане

В Старой Руссе опять перенесли место установки знака «Город воинской славы»

Замечательный народ — рушане. Казалось бы, сугубо специальный вопрос по выбору места под стелу «Город воинской славы», который готовить и обосновывать — архитекторам и строителям, они превратили в долгоиграющее городское шоу. По подсчетам журналистов, за два неполных года рабочая группа рассмотрела уже 24(!) варианта. Скоро юбилей...

Почетное звание Президент России Владимир ПУТИН присвоил городу 6 апреля 2015 года. За мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками Старой Руссы в годы Великой Отечественной войны. И вскоре началось то, что характерно для маленьких провинциальных городков. Каждый захотел быть причастным к фиксации столь высокого статуса. И начались дискуссии.

Достаточно точно их атмосферу передали еще Ильф с Петровым: «Здесь, у столовой № 68, где раньше помещалось прославленное кафе «Флорида», собирались обломки довоенного коммерческого Черноморска: маклеры, оставшиеся без своих контор, комиссионеры, увядшие по случаю отсутствия комиссий, хлебные агенты, выжившие из ума бухгалтеры и другая шушера. Когда-то они собирались здесь для совершения сделок. Сейчас же их тянули сюда, на солнечный угол, долголетняя привычка и необходимость почесать старые языки».

В ноябре 2015 года попытку прекратить словесные баталии предпринял тогдашний глава Старорусского района Андрей Быков. С его подачи местная газета обнародовала список из девяти наиболее подходящих для строительства стелы мест. Он даже намекнул, что, не найдя хорошего места, ставить стелу глупо, а без денег — невозможно. «По закону, — сказал Андрей Викторович, — ставить стелу мы должны на свои средства. Ни Москва, ни Новгород нам финансирование не откроют. Будем собирать всем миром».

На эти слова, похоже, мало кто обратил внимание. Всем хотелось, чтобы именно его место было названо «хорошим». Гвалт стоял страшный, друзья превращались во врагов, дети грозили родителям именем Павлика Морозова, соперники, наоборот, братались и шли вместе пить пиво на набережную Рыбаков или в сквер у завода «Старорусприбор». 13 апреля 2016 года было решено именно в этом сквере (беспорядочно заросший кустарником и травой пустырь, зажатый слиянием улиц Минеральной и Восстания) стелу и установить.

И вострубили в трубы, и раздались воинственные кличи народа: «Тому не бывать!». В свой последний и решительный пошли ветераны с набережной, потребовав, чтоб стелу присоседили к Ильичу (то есть — к памятнику т-щу Ленину). На доказательство теоремы «Мы вас не глупее» ушло еще полгода с хвостиком.

С превеликим трудом общественность заставила депутатов поверить, что они ничего не понимают в стелах, и отказаться от своих апрельских тезисов. Накануне Нового года новый глава района Василий Бордовский сообщил в область, что «рыбаки» выиграли схватку у «сквера» с перевесом в одно очко.

И что теперь? Спросите вы. Теперь самое скучное: нужно собирать деньги. Всем миром, как пророчил Андрей Быков. М-да... А ведь как задорно спорилось, как красиво и бескомпромиссно. Деньги... Какая пошлость!

Еще и проектно-сметная документация нужна? Это, знаете ли, ни в какие ворота... Это уже похоже на заговор какой-то против города Достоевского. Историко-культурная экспертиза? Вот так прямо и говорите? И не краснеете даже... Археологические исследования... Господи, как мы умеем хорошее дело превратить в... да-да, в бюрократическую процедуру.

Если б знал я, с кем еду, с кем водку пью... Вот именно: тороплюсь!

Фото из архива «НВ»