Среда, 17 июля 2024

Редакция

Магнитная аномалия

Действительно, грузовики паркуются у «Магнита» прямо на тротуаре. Удобно же!

Не было забот, да завёлся воздухоотвод

В прошлом году на первом этаже дома № 10 по улице Зелинского открылся магазин «Магнит». Очередная ячейка известной краснодарской компании АО «Тандер». Новые соседи понравились не всем. Одни жильцы охотно в магазине закупаются (совсем близко же!). Другие «магнитный» ассортимент сознательно игнорируют.

Разница в подходах к качеству товара не имеет никакого отношения. Она обусловлена месторасположением квартир: у кого по фасаду проходят трубы принудительной вентиляции, тот — в оппозиции.
Жалобы — прежде всего на шум, производимый кондиционерами с вытяжкой. Попутно вентиляция, как уверяют жильцы, дала побочный эффект — холодный пол в квартирах второго этажа. Дополнительно раздражает большегрузный транспорт: погрузка-разгрузка происходит прямо под окнами, водители газуют...

В каком ухе гудит?

«Мы проживаем в доме 44 года — это его возраст. На долю нашего поколения выпадали всякие времена. После войны ночами стояли в очередях за хлебом. И теперь под старость нашу жизнь превращают в кошмар. Потому что на переднем плане — выгода, бизнес. А спокойствие людей никого не интересует!». Это из письма в «НВ» Надежды КОКОРИНОЙ (от имени жильцов).

Самый кошмар, по словам Надежды Васильевны, — это гул. В подвале, в подъезде, в квартире. Теперь, правда, стало потише, чем осенью.

В декабре состоялся суд. Предметом разбирательств был иск областного управления Роспотребнадзора, поставившего вопрос о приостановлении деятельности магазина. На основании испытаний, проведенных Центром гигиены и эпидемиологии. Эксперты установили, что уровень шума в квартире № 2 превышает «предельно допустимые значения для ночного времени». После проверки АО «Тандер» постаралось понизить недопустимый уровень. Эксперты старания предприятия оценили. Суд ограничился штрафом в 15 тысяч рублей, которым был наказан представитель торгового предприятия. Жильцы продолжают жаловаться.

— Ночью спать невозможно! — уверяет Надежда Васильевна.

— Я специально платок повязываю и так ложусь в постель, — вторит ей Галина СОЛОВЬЕВА с пятого, к слову, этажа.

Женщины спрашивают, как им теперь быть. В ответе, присланном Роспотребнадзором, дан совет — обращаться в суд от своего имени. При этом по желанию жильцов Роспотребнадзор готов делегировать на процесс своих специалистов.

Замечательно! Возникает, однако, вопрос, что принципиально нового скажут специалисты, если они уже определили, что АО «Тандер» сегодня шумит строго по нормативу?

Тем не менее руководитель областного Роспотребнадзора Анатолий РОСОЛОВСКИЙ настаивает, что предлагаемый алгоритм — единственно верный.

— Сложившаяся практика такова, что суды, рассматривая административные дела, обычно не идут на приостановление деятельности предприятий, — говорит Анатолий Павлович, — потому что не находят веских оснований. Бесспорным основанием могла бы стать ситуация, когда явно существует угроза жизни и здоровью граждан.

Победителей не судят

Занятная штука получается. Простому смертному, чтобы вернуть себе свой прежний комфорт, надо бог весть сколько бодаться не с кем-нибудь, но с федеральной сетевой структурой. Тогда как бизнес, создавший человеку проблему, действует по принципу: захотел — сделал.

— Требование о согласовании установки кондиционеров в законодательстве не прописано, — замечает Анатолий Павлович.

— Перепланировки нежилых помещений не регламентированы, — констатирует заместитель начальника отдела по выдаче разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию комитета по архитектуре и градостроительству администрации Великого Новгорода Лариса ПЕТРОВА.

Нет, городская архитектура не пренебрегает функцией контроля. Предусмотрен механизм «прохождения вопроса»: заявка от собственника или арендатора нежилого помещения, проект — от него же, и все это должно быть рассмотрено межведомственной комиссией.

Наши коммерсанты с этим считаются. А у «Тандера», как отмечают в комитете архитектуры и градостроительства, — свой стиль. Фирма стала стены долбить в старой пятиэтажке еще до согласований с властями, тем более — никто не собирался получать «добро» от жильцов. И попали на 15 тысяч. Правда, за «гудёж». Возможно, влетит и за «долбёж». Если горадминистрация обратится в суд, предъявив свою часть выявленных нарушений и потребовав от владельцев магазина вернуть помещения в первоначальное состояние. В настоящее время такое смелое решение не принято. Оно обдумывается.

А как надо?

— Вообще, сетевики ведут себя в городе как оккупанты, — возмущается депутат облдумы Андрей ЛОМАНОВ. — Как переломить ситуацию? Надо, наверное, усиливать СанПиНы. Те же шумы пожилыми людьми воспринимаются более остро. Но регулировка норматива — вопрос федерального уровня. Хотя что-то можно и нужно делать на местном уровне. Взять проблему большегрузов. Новгородцы видят, как «Магниты» развозят товары автопоездами, перегораживая дороги и разрушая асфальтовое полотно, не предназначенное для движения фур. Эту проблему неоднократно поднимали в городской Думе, давали поручение администрации по разработке карты дорог, где движение такого транспорта было бы разрешено. К сожалению, мэрии не хватает политической воли либо нет желания стать на сторону жителей.

— Безусловно, пора принимать четкие единые требования, — соглашается депутат Думы Великого Новгорода Владимир БОГОМОЛОВ. — Люди часто жалуются на дискомфорт, связанный с деятельностью предприятий, размещающихся в жилых домах. Эти проблемы прекрасно известны депутатам всех уровней.

И чиновники, смеем надеяться, осведомлены. Тогда почему бы не поработать над градостроительными регламентами? Что мешает властям четко регламентировать установку кондиционеров? Приняли же в Москве и Санкт-Петербурге свои локальные акты! Неужто не найти технического решения, чтобы работающее вытяжное оборудование не давило на психику жильцам? Если бы все это касалось только жильцов дома на Зелинского, 10, и если бы только супермаркетов...

В Роспотребнадзоре жалуются (да-да, там тоже жалуются!) по поводу «забегаловок» на первых этажах. Шум, гам, туалет. Протоколы, штрафы. А «клоп» — он не только мал да вонюч, но и живуч.

В комитете архитектуры и градостроительства рассказывают, как трудно подобрать рычаги к собственникам и арендаторам нежилых помещений. Полно хитрецов. Получают разрешение открыть офис или парикмахерскую. Глядь, а уже продают алкоголь и разливают пиво. Из последнего: в «Псковской Слободе» и на улице Псковской же так было.

Это есть наш последний...

Что все-таки будет на Зелинского, 10?

— Хорошо рассуждать... — раздумчиво говорит заведующая отделом-центром по работе с населением «Григоровский» Ольга ЕРМОЛАЕВА. — Вы можете представить, чтобы закрыли «Магнит»? Я понимаю пожилых людей, ставших заложниками ситуации. Конечно, они сейчас с грустью вспоминают, как было хорошо, когда на первом этаже располагался обувной магазин. Но его же никто не вернет. А еще раньше там общепит был. Никто не жаловался. Может, по той еще причине, что бабушки, которые нынче воюют с «Магнитом», были моложе?

А как стали старше, так им — трубу под нос?

Между тем первые обращения от дома на Зелинского, 10, подписывали не несколько человек. Там подходяще автографов.

И отдельно взятые бабушки из подъезда № 1 не намерены читать на сон решение уже состоявшегося суда (по иску Роспотребнадзора), внушая себе, что никаких шумов нет, что это — слуховые галлюцинации. Они намерены биться до последнего. Рассчитывают на обещанную депутатами помощь по подготовке искового заявления в суд. Не выгорит дело — пойдут дальше по судебной инстанции. Стоять за самих себя. «Я умру, так за меня — внуки!» — такие вот настроения «размагнитить» свой дом...

Великий Новгород

Фото Владимира Малыгина