Среда, 17 июля 2024

Редакция

Журнальный вариант

Документальные короткометражки были спасены от уничтожения сотрудником Кинопроката

Документальная кинохроника как повод осмыслить прошлое

Нынче модно говорить о недооценённости регионального туристического потенциала, об открытии новых маршрутов по области. А вот новостей от новгородских промышленных предприятий поступает — раз-два и обчёлся. А между тем область была знаменита не только расположенными на её территории храмами и монастырями, уникальными памятниками природы и культуры, но и производством.

Только вот цеха многих новгородских предприятий, ещё работающих, остались лишь на старых кадрах киноплёнки журнала «Наш край». Пожалуй, посмотреть их будет интересно тем, кто изучает тему советского прошлого, или старшему поколению, чья молодость прошла на фабриках, заводах и в колхозах, кто строил коммунистическое будущее, кто верил в светлое завтра.

Советские документальные киноленты о жизни Новгородской области есть и в фондах Новгородского государственного объединённого музея-заповедника. Почти позабытую атмосферу, когда в кинотеатрах для разогрева зрителя крутили «Наш край» и иногда перед началом художественного фильма выступал лектор, попытался воспроизвести музей в рамках своего проекта «Культурный четверг». На ностальгический сеанс в Музей изобразительных искусств пришли в основном пенсионеры.

Как рассказала старший научный сотрудник НГОМЗ Екатерина КИТАЕВА, хранящееся в фонде кинодокументальное наследие — это короткие ролики, которые одному из сотрудников новгородского Кинопроката удалось буквально спасти от уничтожения:

— Часто это обрывки плёнки, на которых даже не сохранены титры, кто работал над лентой, когда её выпустили. Спустя много лет оставшиеся плёнки фильмов и просто их обрезки были переданы в дар музею.

Один из самых ранних фильмов из коллекции музея — немая кинолента 1929 года. В ней показана работа спичечной фабрики в Чудове. Из киноэпизода мы узнаём, что чудовская спичка не уступала по качеству шведской, котировалась на международном рынке и шла в больших количествах на экспорт.

Когда же кино стало звуковым, тотчас из громкоговорителей полилось «с чувством исполненного долга», «борьба за высокий урожай», «повысилась производительность труда» и т. д. и т. п. И всё же... Кто сейчас вспомнит, что именно в Крестецком леспромхозе апробировались новые технологии, в том числе испытывали бензопилу «Дружба»? А благодаря этому инструменту результативность работы у лесозаготовителей смогла повыситься в 1,5 раза.

Из десятиминутного фильма о заготовке торфа в Тёсово-1 можно узнать об экспериментальном комбайне, заменившем тяжёлый труд сотен людей при добыче полезного ископаемого. «Будет торф, будет и изобилие сельскохозяйственных продуктов», — сообщает нам диктор. А ещё сохранившиеся чёрно-белые кадры проиллюстрируют некогда существовавшие стекольное производство в посёлке Большая Вишера и знаменитое фарфоровое — в Пролетарии. В год на фабрике изготавливалось до 55 млн. разнообразных изделий: чашки, статуэтки, вазы. И голос за кадром под мелодичную музыку нам говорит: «Завод закрывался лишь во время революции и войны...».

А сюжет конца 70-х годов, снятый в научно-производственном объединении «Волна», кажется знакомым. Рассказывается в нём о том, как советским инженерам удалось создать цветную видеокамеру с автоматической настройкой. Почти такую чуть позже покажут в оскаровском фильме «Москва слезам не верит». Аппаратуру из Новгорода будут использовать для видеотрансляции спортивных соревнований Олимпиады-80 в Москве.

Документальная кинохроника, пусть немного наивная и пафосная, — конечно, не для широкого зрителя. Но её аудиторию составят те, кому приятно слышать и смотреть, как развивалась наша область в огромной стране.

Фото Владимира Малыгина