Среда, 17 июля 2024

Редакция

Встречное предложение

На контроле у судебных приставов находятся дела не только о взыскании алиментов, но и о порядке общения родителей с детьми

Производства, связанные с неисполнением судебных решений в отношении несовершеннолетних, — в числе первоочередных. И ежегодно в преддверии летних каникул и начала учебного года приставы проводят специальные мероприятия, направленные на привлечение внимания к проблеме. Вот и сейчас во всех районных подразделениях службы проходит акция «Подари ребенку лето — заплати алименты».

О том, какие усилия предпринимаются, чтобы добиться от мам и пап исполнения решений суда, рассказывает главный судебный пристав по Новгородской области Татьяна БЕЗЫЗВЕСТНЫХ.

— Татьяна Георгиевна, согласно статистике, каждый седьмой взрослый житель нашего региона имеет обязательства по алиментам...

— Да, это так. В текущем году общая сумма долга новгородских родителей по алиментам составляет более одного миллиарда рублей! Исполнительные дела заведены на 7500 человек. Средняя сумма невыплаченных ребенку денег — 160 тысяч рублей. Но есть и «рекордсмены» — у 134 граждан долг перевалил уже за миллион рублей. Самое большое количество алиментщиков — в областном центре, Старорусском и Новгородском районах.

Ситуация непростая. Однако приставы предпринимают возможные меры, чтобы взыскать долги. Так, за четыре месяца этого года нам удалось получить с алиментщиков 26 миллионов рублей. Наши сотрудники стараются дойти до каждого, разъяснить с правовой точки зрения последствия его бездействия и помочь, в случае необходимости, конкретными делами.

— Какими, например?

— Как правило, должники по алиментам — это люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию: лишились работы, из-за этого стали выпивать, начались скандалы дома, возникли другие проблемы. Нередко, когда мы вникаем в суть дел, выясняется, что человек потерял паспорт, нет денег на его восстановление, а без документа ни на работу, ни на биржу труда не примут. Чиновники часто отмахиваются от таких граждан. А всего-то и нужно — помочь в оформлении личных бумаг, оказать правовую помощь.

Но только судебным приставам-исполнителям весь клубок проблем должников по алиментам не распутать. Поэтому действуем в контакте со службой занятости, органами опеки и попечительства, аппаратом Уполномоченного по правам ребенка в Новгородской области, духовенством, органами исполнительной власти на местах. Так, недавно в Боровичском районе собрали людей из категории риска: ситуация в их семьях еще не перешла критическую черту, но уже на грани. Мы сработали на опережение — многим родителям удалось помочь сразу, и они уже обратились в службу занятости, а некоторые даже трудоустроились.

К сожалению, населению недостает правовой грамотности. Должники оправдываются, мол, ребенку не помогаем потому, что на службу не устроиться. Но при этом они не учитывают, что размер алиментов с официально неработающего человека производится из расчета средней по стране заработной платы, а она на начало года составляла 27339 рублей. То есть вместо того, чтобы найти постоянное место работы и отчислять со своей зарплаты 25% на одного ребенка, горе-родители бездействуют, чем только усугубляют свое положение.

— Одно дело, когда человек испытывает финансовые трудности. Ну а что делать с теми, кто принципиально не платит алименты? Или перечисляет изредка по 500 рублей?

— Внесены изменения в законы, и теперь применяются действенные механизмы. Вы правы, есть папы, которые прилично зарабатывают, но не желают помогать детям, или при сумме долга в 100 тысяч рублей вносят раз в год несколько сотен рублей. С такими мы не церемонимся. Ограничение в выезде за рубеж и лишение водительских прав заставляют многих изменить свое решение. Так, в текущем году благодаря этим запретительным мерам удалось взыскать около 4 миллионов рублей.

Не стоит забывать и об уголовной ответственности. Для начала мы прибегаем к административному наказанию. Затем человеку дается еще два месяца на то, чтобы устроиться на работу и начать гасить текущую задолженность по алиментам. Если подвижек по-прежнему нет, должник привлекается к уголовной ответственности, а это не только исправительные работы, но и реальный срок заключения. За четыре месяца 2017 года к административной ответственности были привлечены порядка 270 злостных алиментщиков и 112 — к уголовной.

— В последние годы на исполнении у судебных приставов стали появляться и дела о беспрепятственном общении родителей с детьми...

— Лет десять назад ничего подобного в нашей практике еще не было. О том, как мамы и папы после развода в суде решают, кто, когда и где проводит время с ребятишками, мы в голливудских фильмах видели. Однако теперь и в России подобные дела не редкость.

С начала текущего года у судебных приставов Новгородской области на исполнении находилось 38 производств данной категории. Удалось окончить 24 дела. Чаще в суды обращаются папы, бывшие супруги которых чинят препятствия встречам с детьми. Но был случай, когда мама через суд пыталась призвать отца к тому, чтобы он уделял внимание своим ребятишкам.

— А каким образом приставы в подобных случаях фиксируют исполнение судебного решения?

— С одной стороны, наша задача — уведомить стороны о принятом порядке встреч с детьми и проконтролировать несколько встреч. Когда мама и папа идут на контакт, не нарушают график, то мы закрываем дело. Правда, за взыскателем сохраняется право, в случае если ему вновь начинают мешать, обратиться к нам с заявлением об отмене окончания исполнительного производства.

С другой стороны, к подобным семейным ситуациям нельзя подходить только с правовой точки зрения. Ну не может же пристав взять ребенка за руку и привести на встречу к папе. У нас сейчас 14 таких дел. И мы пригласили родителей, чтобы совместно с психологом и уполномоченным по правам ребенка обсудить варианты. Удалось найти выход из положения для четырех семей. Например, в двух случаях женщины из областного центра по решению суда должны предоставлять отцам возможность общения с детьми каждую неделю. Но один мужчина проживает в Пестовском районе, а другой — и вовсе в Кемерово. Отцы требуют беспрекословного исполнения решения, однако сами приезжать в Великий Новгород наотрез отказываются. Мы посоветовали женщинам обратиться в суд с просьбой изменить порядок общения и места. После корректировки судебного решения станет понятно, кого из родителей судьба детей действительно волнует.

— Но ведь есть, наверное, мамы, которым даже судебное решение не указ, и они продолжают чинить препятствия встречам детей с отцом?

— Есть такие. К сожалению, иногда мамы и папы намеренно втягивают в свой конфликт госструктуры, пытаясь таким образом манипулировать друг другом. Но не учитывают, что неисполнение законных требований чревато для них наказанием. Если встречи с ребятишками регулярно срываются, то виновного в этом мы можем несколько раз оштрафовать. Потом обычно уведомляем органы опеки и попечительства, у которых есть свои инструменты воздействия, вплоть до ограничения в родительских правах.

Мы призываем родителей не доводить ситуацию до крайности, идти на диалог друг с другом, чтобы дети были не средством манипуляции, а объектом внимания и заботы.

Фото из открытых источников