Среда, 17 июля 2024

Редакция

Манёвры у Кончанского

Почти половина посетителей не доезжают до музея Александра Суворова из-за плохой дороги

История умалчивает, как именно Александр Васильевич Суворов добирался до своего имения в Кончанском, что в Боровичском уезде, а ныне — муниципальном районе. С удобством или без оного? В любом случае великого полководца плохой дорогой не испугаешь. «Всякий солдат должен знать свой манёвр». Солдату — хорошо. Он и по полю может. А если это водитель, скажем, нашей «Лады»? Или автобус с пассажирами? У них на манёвр дороги может не хватить.

Это мы уже про времена сегодняшние. И про дорогу Волгино — Хвойная. Она, пользуясь метким выражением экс-министра транспорта Игоря ЛЕВИТИНА, стала «одним из барьеров на пути транспорта». Ведет эта дорога к Музею-усадьбе Александра Суворова в селе Кончанское. Кого ведет, а кого и не очень. По словам заведующей музеем Марины ВАСИЛЬЕВОЙ, туристы отказываются ехать в Кончанское по разбитой дороге. Асфальт строители называют дорожной одеждой. Так вот на хвойнинской дороге прорех... не счесть. Зато в музее подсчитали, что число посетителей сократилось на 40%. Вслед за этим и выручка поползла вниз.

— В мае к нам хотели приехать прихожане Фёдоровского собора в Петербурге, — рассказывает заведующая. — Их автобус ломался в дороге трижды и, не доехав до музея 10 километров, повернул обратно. Потом ещё три группы отказались приехать, узнав о том, в каком ужасном состоянии дорога! Индивидуальные туристы еще добираются до нас, но организованные — на автобусах — всё реже и реже.

По словам Марины Васильевой, дорогу разбивает тяжелая техника, которая из карьера в Миголощах (Хвойнинский район) возит щебень и песок для строительства трассы М11. Так что выходит, до ввода новой магистрали в строй в 2018 году о ремонте дороги к музею и мечтать не стоит. Всё равно разобьют. В Кончанском рассказывают, что в прошлом году на хвойнинской дороге провели ямочный ремонт, но весной асфальт растаял вместе со снегом.

Горькая ирония судьбы ещё и в том, что основное направление работы музея — патриотическое воспитание. Треть посетителей — школьники. Устраивать им манёвры на разбитой дороге — дело опасное. И непатриотичное. Так что пусть пока про Суворова в учебниках читают. Впрочем, кроме них, дорога регулярно испытывает на прочность и пассажиров муниципальных автобусов.

В Новгородавтодоре, в чьем ведомстве и находится хвойнинский тракт, про него, конечно, знают. Он у них такой — не единственный. Но в ведомстве напомнили, что теперь тактика у новгородских дорожников иная — не размазывать тонким слоем деньги на дорожные работы по всему региону, а ремонтировать — пусть мало, но качественно. Для этого была создана трехлетняя стратегия развития дорожного хозяйства области. Основные средства пойдут на опорную сеть дорог. Хорошая новость: дороге Волгино — Хвойная нашлось место в этом списке. Плохая: в этом году её ремонт не запланирован. Когда? Не позже 2019-го. Точнее пока сказать не получается.

Хотя, как рассказывает Марина Васильева, прорехи на дороге к музею всё-таки латают:

— Такой тонкий слой асфальта кладут! Просто ужас!

Но, кстати, чтобы добраться до Волгина, путешественникам предстоит преодолеть другое испытание — дорогу Крестцы — Окуловка — Боровичи. Она тоже — опорная, и по-суворовски на ней есть место для манёвра — на некоторых участках водители предпочитают ездить по обочине.


Фото из архива «НВ»