Среда, 17 июля 2024

Редакция

По самые трубы

Сейчас специалисты проводят осмотры инженерной инфраструктуры всей сети региональных дорог

Прокуратура будет разбираться в причинах масштабного подтопления

Уже в первые дни подтопления в социальных сетях и СМИ жители районов, пострадавших от разлива, стали говорить не только о последствиях ЧС, но и о её причинах. Да, основным фактором стали осадки. По данным Новгородгидрометцентра, больше всего досталось Любытинскому району. Там 30 июня выпало 139 мм осадков — это две месячные нормы. Крестецкий район в тот же день получил 90% от месячной нормы дождей.

 Однако звучали и другие реплики. Мол, затопление в районе дорог и мостов могло не достигнуть таких масштабов, если бы не были забиты водопропуски, а водоотводные канавы находились в удовлетворительном состоянии. Действительно ли это так?

«Вода пошла верхом...»

Начальник отдела проектирования ГОКУ «Новгородавтодор» Максим ЭРДМАН считает, что во всём виновата стихия — уж слишком много было дождей, и водопропуски, и дренаж попросту не справились с таким объёмом воды. Сейчас специалисты ведомства проводят осмотры инженерной инфраструктуры всей сети региональных дорог — ведь синоптики обещают, что и июль будет дождливым. Специально чистить ничего не надо, заверил Эрдман.

То есть всё идеально? С трудом в это верится, если вспомнить, что в начале июня вице-губернатор Александр Дронов, презентуя стратегию развития дорожного хозяйства региона, сообщил: 74% трасс не соответствуют требованиям нормативно-технических документов. Напомним, протяженность дорог в Новгородской области составляет более 14,8 тыс. км. Но кто мы такие, чтобы сомневаться в словах специалиста?

Но, например, на странице главы Окуловского района Сергея Кузьмина в Facebook 2 июля можно найти такую запись: «Могли потерять еще один участок «крестецкой» дороги уже в Окуловском районе (забитая труба, полное до проезжей части болото — вода пошла верхом...), вовремя углядел (пунктуация автора сохранена)».

А уже в телефонном разговоре глава района рассказал, что одному из участков дороги на Боровёнку тоже угрожало затопление, если бы там не пробили «трубочку».

— Эта дорога находится в ведомстве «Новгородавтодора», и мы не раз обращались туда с просьбой прочистить водопропуск, — заметил руководитель муниципалитета. — Пришлось прочищать подручными средствами.

Право на особое мнение

В поисках других экспертных мнений мы обратились в региональное управление государственного автодорожного надзора. И вот парадокс! — оказалось, ведомство контролирует состояние только федеральных трасс, проходящих по территории области. За региональные и межмуниципальные дороги отвечает «Новгородавтодор». Провести проверку их состояния автодорожный надзор может только по указанию своего федерального руководства.

— Так что звоните в «Новгородавтодор»! — отправил нас обратно заместитель начальника управления Владимир РЕВИЧЕВ. Но всё-таки не удержался. — Что говорить, если на всем известной дороге Боровичи — Окуловка — Крестцы даже полосу безопасности закрывали деревья. Эта трасса находится в плачевном состоянии. Однако что нас удивляет? 196-й федеральный закон («О безопасности дорожного движения». — Авт.) дает районным властям право закрывать движение на проходящих по их муниципалитету дорогам, если их состояние угрожает безопасности автомобилистов и пассажиров. А в регионе есть дороги, на которых уже нужно закрывать движение регулярных маршрутов. В Чудовском, Любытинском, Хвойнинском, Крестецком районах. Но местные власти не решаются пользоваться своим правом.

Кроме этого, по словам Ревичева, при администрациях муниципалитетов созданы комиссии по обследованию дорожных условий. Их возглавляют либо главы районов, либо их заместители, либо чиновники профильных ведомств. Такая комиссия должна собираться минимум дважды в год для обследования дорог района и придорожной инфраструктуры, чтобы составить акт с указанием всех выявленных нарушений. В этом документе комиссия должна высказать так называемое особое мнение о том, можно или нельзя эксплуатировать дорогу.

— Мы проверяем деятельность этих комиссий и почти в каждом районе составляем предписания о том, что они не работают так, как того требует закон, — продолжает Владимир Ревичев. — Далеко не всегда в актах по обследованию дорог есть особое мнение комиссии. Члены комиссии чаще всего делают вывод, что дорогу можно эксплуатировать при устранении нарушений, но движение по ней не останавливается.

* * *

Очевидно, что точки над i в споре о причинах подмыва и разрушения дорог поставит прокуратура Новгородской области, которая уже начала соответствующую проверку. По сообщению надзорного ведомства, сотрудники прокуратуры проверят содержание трасс, в том числе водоотводных и дренажных систем, а также качество ремонта дорог. И.о. прокурора области Андрей Гуришев взял на личный контроль тему адекватности мер, принимаемых «Новгородавтодором» для восстановления транспортного сообщения.

Фото facebook. com