Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Владимир-мастер, сын Марии

В работе мастера есть всё: сыновья любовь к матери и понимание своего признания

Идею памятника Поветкину подсказала одна из его работ

Говорят, что лучший памятник человеку — его дела. Поветкин оставил Великому Новгороду Центр музыкальных древностей, восстановив звучание древнерусских инструментов. А вспомним о прочтении им древнейшей славянской псалтири, найденной археологами. Трехстраничный текст он собрал из десятков тысяч кусочков воска.

В нем самом удивительным образом соединялись несколько дарований. Он был необычайно чуток к форме, цвету, звуку, композиции. И с городом этим, не будучи новгородцем по рождению, Владимир Иванович соединился, совпал.

Академик Валентин ЯНИН называл его гением реставрации. Говорил, что Поветкин — это тот человек, о котором должен знать каждый новгородец, стыдно не знать.

Теперь уж — помнить. Он ушел в 2010-м. До сих пор нет иных памятников ему, кроме тех, что он сам давно «себе воздвиг». Может, рано еще? Вон писателю Дмитрию Балашову спустя 17 лет поставили. Но Владимиру Поветкину даже на кладбище, где он похоронен рядом с матерью Марией Байбаковой, памятника нет.

Почему-то это особенно стало привлекать внимание в нынешнем году. Почему-то у нас думают, что за могилу своего почетного гражданина отвечает город, а уж потом родственники, близкие покойного.

Недавно и к нам в редакцию пришел новгородец, сфотографировавший на мобильный телефон простой деревянный крест. Надо сказать, тема уже поднималась. Наталья ПОПОВА, директор Центра музыкальных древностей Владимира Поветкина, поясняла, что табличка на могиле ее мужа снята в связи со скорой установкой памятника. Правда, предполагалось поспеть к лету, а дело уже к осени...

В общем, в связи с такой деликатной ситуацией я и обратился к Наталье Поповой. Оказалось, что первейшей проблемой был даже не финансовый вопрос. Трудно сделать выбор. В разное время поступали разные эскизы, их отдельная папочка накопилась.

— Спасибо людям за их желание увековечить память Поветкина, — говорит Наталья Николаевна. — Никого не хотелось обижать отказом, но, увы, ни один из предлагавшихся вариантов нас не устроил. Ну не подходит это Поветкину. Ну вот такие мы есть!

Требовательные мы — это учредители центра. Валентин Янин, его супруга — заместитель руководителя Новгородской археологической экспедиции Елена Рыбина, специалист по музыкальной археологии Антон Каменский, Наталья Попова и другие.

А время шло. И в какой-то момент Наталье Николаевне подумалось, что неспроста не возникает какой-то бесспорной идеи. Так, чтобы все посмотрели и — вот! Вот же! Потому что памятник уже есть — деревянная скульптура, которую сам Владимир Иванович сделал еще в 1970-е. «Владимир-мастер, сын Марии» — так он ее назвал. В ней есть все: сыновья любовь к матери, его скромное, но твердое понимание своего призвания — да, он — мастер. Передать бы теперь в камне, вписав в христианскую символику. Заказ в специализированной организации уже размещен.

Есть и рабочий вариант «портрета» Владимира Ивановича работы санкт-петербургского скульптора Рафаэля Мансурова — пока в пластилине. Наталье Николаевне импонирует способность Мансурова делать образ максимально узнаваемым.

— Люди у него красивы. Не только внешне. Это идет откуда-то изнутри.

Для нее это очень важно, поскольку у Владимира Ивановича была примерно та же черта. Во всяком случае, он любил, чтобы было красиво. Что бы ни делал — стремился к воображаемому им идеалу. Иногда как бы в шутку что-то делал, а получалось — самое то.

Памятник уже есть — деревянная скульптура, которую сам Владимир Иванович сделал еще в 1970-е. «Владимир-мастер, сын Марии» — так он ее назвал. В ней есть все: сыновья любовь к матери, его скромное, но твердое понимание своего призвания — да, он — мастер. Передать бы теперь в камне, вписав в христианскую символику. Заказ в специализированной организации уже размещен.

Не каждый, оказавшись в зале поветкинского центра впервые, заметит свисающие с потолка светлые спирали. И сообразит, что они из дерева. Просто очень длинные стружки. Здесь так много всего, чего он когда-то касался руками.

Здание центра, сданное в 1989-м под самый Новый год, оказалось проблемным. Внутри Поветкин делал да переделывал, создавая форму, приемлемую для содержания.
Этот дом и это местечко он в шутку называл «на задворках «Октября». Да, чуть в стороне от большой и шумной улицы, за бывшим кинотеатром. Но очень уютно, на самом деле. Конечно, с годами его волновала мысль: а что после него?

— Однажды он так мне сказал, — продолжает Наталья Николаевна, — силы земные и небесные сойдутся, и центр будет жить.

Но как? Когда Владимира Ивановича не стало и она была обязана нести эту ношу дальше, первой мыслью было, что надо беречь созданное им, ведь это теперь музей.

В известном смысле — да. Фонды же богатые. Не только инструменты Поветкина, кстати. Тут и собрание работ известного нашего художника Семена Ивановича Пустовойтова, и библиотека...

Только вот ведь какая штука: поистине свято место пусто не бывает. Кто знаком с творчеством Антона Каменского, тот понимает: в его лице Поветкин имеет преемника. Это кажется удивительным, хотя молодой специалист в области музыкальной археологии появился у Новгорода вовсе не вдруг. Антон — профессиональный археолог. Но еще перед тем как получить диплом, он прошел университеты у Владимира Ивановича.

— Антон с душой относился к делу, — вспоминает Наталья Николаевна. — Перебираешь иногда архивы, вот фотография — сидит с Поветкиным, играют на гуслях. Читаешь дневники Поветкина, и раз — запись: сегодня мы с Антоном делали то-то и то-то.

И не скажет уже она, что у нас тут музей. С Антоном — нет! Он — специалист. Надежда центра.

Вот уж не знаю, какие силы сошлись, но Каменский подготовил проект и выиграл грант Президента России, победив в конкурсе, направленном на развитие гражданского общества. Центру музыкальных древностей будет выделено более 1 миллиона 120 тысяч рублей на популяризацию культурного наследия России «Звучащий мир древнего Новгорода».

Что теперь будет? А то, что Антон Каменский будет выезжать с лекциями по музыкальной археологии в область, будет изготавливать инструменты в дар школам искусств и музыкальным школам. Словом, продвигать культурное наследие в глубинку.

К сожалению, эта «выездная модель» ничего не меняет в плане содержания центра в Великом Новгороде и оплаты труда занятых в нем сотрудников. А финансовая поддержка ЦМД из городского бюджета в нынешнем году ополовинена. Ее и в прежнем объеме нельзя было назвать значительной. Кому-то из чиновников являлась уже мысль «оптимизировать» центр Поветкина. Дескать, хорошо бы объединить его с другим «родственным» учреждением.

Узнал я об этом не от Натальи Николаевны. Она не жалуется, мол, у всех свои трудности.

— Не раз бывали сложные ситуации, но каждый раз как-то разрешалось. У нас — не коммерческая организация. Мы здесь не для денег. Мы — люди верующие...

Вот так же сдержанно, неброско был объявлен сбор средств на памятник Владимиру Поветкину. По-прежнему желающие поддержать благое дело могут перечислить посильный взнос на банковскую карту Рыбиной Елены Александровны (Новгородское отделение Сбербанка): 4276 43001002 8122.

А хорошо было бы, наверное, чтобы и здесь, у центра, был памятник Владимиру Ивановичу. Чтобы и сам оберегал свое детище, и встречал всех, кого влечет сюда, «на задворки»...

Фото из личного архива Натальи Поповой