Среда, 17 июля 2024

Редакция

В последний путь

То, что это морг, выдают лишь бумажные объявления на двери здания

За оборудование ритуального зала в Хвойной взялась... церковь

Около пяти лет назад «НВ» писали о бедственном положении морга в Хвойной, о том, что там нет нормальных условий для работы судебно-медицинского эксперта Владимира КРАВЦОВА. «Нормальных» в том смысле, что он не мог элементарно помыть руки в тёплой воде.

Будни сельского судмедэксперта

Вышедшая тогда публикация не прошла мимо внимания областных властей. В посёлок приехала представительная делегация, которая оценила ситуацию, в том числе и в денежном эквиваленте. Были выделены средства, чтобы сделать в помещении отопление, установить бойлер, новый унитаз и душ. Были также доставлены две новенькие каталки. Но никаких внешних преобразований одноэтажное здание, строившееся много лет назад под нужды аптеки, так и не претерпело. Да и ритуального зала в нём так и не появилось.

По словам Владимира Ивановича, статус объекта, приспособленного под проведение патологоанатомических вскрытий, продолжает оставаться неопределённым. Принадлежит он железнодорожной поликлинике, то есть РЖД. Но услугами морга пользуются и районная больница, и полиция. В том и другом случае работу выполняет Кравцов.

Сельский судмедэксперт занимается трупами не только из Хвойнинского района, но ещё и из Пестовского. Там, кстати, при больнице, как полагается, имеется строение типового морга. Есть в нём и столы из нержавейки, и морозильная камера, которая, как рассказал Кравцов, сейчас не функционирует, а на ремонт денег пока нет. Поэтому если из Пестова, до которого, к слову, добираться три часа, поступает телефонный звонок о необходимости провести вскрытие, отправляется туда в этот же день, в крайнем случае — на следующий. Складировать трупы на время там тоже нет никакой возможности.

Я приехала в день, когда основная работа у Владимира Ивановича проходила не в морге, а в кабинете, что выделен ему рядом, в железнодорожной поликлинике — «лопатил бумаги», по его выражению, оформлял документы. Акт одной экспертизы иногда составляет 5–6 листов. Признаётся, с отменой областного приказа, пре-дусматривающего обязательное исследование тел всех, кто умер вне лечебного учреждения, работать ему стало значительно легче.

— Дурной приказ был. Ну, зачем надо было бабушек и дедушек вскрывать. Я проводил экспертизу старушке, которой около ста лет было, — рассказывал он. — До этого приказа в среднем за год через вскрытие 150 трупов проходило, а с ним — 500 за год. А надо ещё как следует экспертизу запротоколировать, иначе я и буду виноват.

Проводить по-божески

Как нам прокомментировали в администрации района, строительство морга пока не планируется. Зато в этом году за счёт федеральных денег в хирургическом корпусе Хвойнинской ЦРБ пройдет масштабный ремонт. Главный врач больницы Виктор РОМАНЕНКО сообщил, что будет заменена крыша корпуса, отремонтирована вентиляция и сделан пандус для маломобильных пациентов.

Между тем проблемой, как достойно проводить в последний путь усопших, неожиданно озаботился приход хвойнинского православного храма в честь Никандра Городноезерского. Рядом с церковью уже стоит вагончик, в котором смонтирован кондиционер, обновляются пол и крыша. В ближайшие дни здесь откроют ритуальный зал. Настоятель церкви Михаил АБАШКИН отметил, дело это оказалось затратным и небыстрым.

— Таким образом я хочу привлечь людей к тому, чтобы они отпевали своих умерших родственников, и вообще к церкви. В месяц чин погребения в домах один-два раза провожу, а в храме — четыре-пять раз. А надо бы чаще. Но вагончик — это временное решение. Как только на кладбище будет построен каменный храм, в котором изначально, по проекту предусмотрено место для отпевания, необходимость в нём отпадёт, — рассказал батюшка.

Будущий храм будет во имя святой блаженной Ксении Петербургской. Освящение закладного камня под него состоялось в конце июля. Но, чтобы построить церковь, говорит священник, без помощи жертвователей не обойтись.

* * *

Владимиру Кравцову 62 года. Он уже на пенсии. Если с работы уйдёт, то «кирдык» наступит судмедэкспертизе и в Хвойной, и в Пестове. Специалиста на его место не найти. Это только в полицейских сериалах профессия судмедэксперта овеяна ореолом престижа, а жизнь-то намного прозаичней. «Пестовская больница, — говорит Владимир Иванович, — дала одному выпускнику направление в медицинский вуз, а он решил в городе остаться. А уж в Хвойную точно никого не затащить». Что будет без него? Кравцов пожал плечами, трупы на исследование станут возить в боровичский морг.

Фото Анны Мельниковой