В Великом Новгороде готовится к открытию детский технопарк «Кванториум»
Ставка на инициативную молодёжь
Технологии современного прототипирования (3D) и альтернативной энергетики, дополненная и виртуальная реальность, дизайн-проектирование. Со всеми этими перспективными профессиями совсем скоро смогут познакомиться новгородские школьники. Осенью в Великом Новгороде откроется детский технопарк «Кванториум», где будут растить инженеров и других «технарей» недалекого будущего.
В сентябре в технопарке будут открыты два квантума — хайтек-цех и интеллектуальная энергетика, через месяц добавятся
IT-технологии, виртуальная реальность, сообщает комитет информационной политики Новгородской области. «Кванториум» разместится по адресу: ул. Большая Московская, д. 39, к. 1, где сейчас идет ремонт. Классы и лаборатории переоборудуют под современный детский технопарк.
«Сейчас мы набираем специалистов, которые совместно с детьми будут заниматься проектной деятельностью. Они будут выступать экспертами в направлениях работы «Кванториума», помогать реализовать идеи командам, которые будут сформированы из детей», — рассказал директор учреждения Максим Юдин. Он добавил, что вместе с педагогами с детьми также будут работать консультанты из числа сотрудников предприятий, молодых преподавателей НовГУ.
— Только практики могут дать исчерпывающий объем знаний. Нам нужно установить канал связи между детьми-изобретателями и предприятиями в лице опытных специалистов. Прежде всего мы делаем ставку на инициативную молодежь, — пояснил Юдин.
В этом году «Кванториум» должен принять 400 детей и 800, когда заработает в полную силу. Открыта электронная запись, заявки пока подали около 50 человек. Записаться на занятия можно в группе «ВКонтакте» по адресу https://vk.com/kvantorium53. В «Кванториуме» ждут детей от 10 лет, но, по словам Максима Юдина, принимать в учреждение будут в зависимости от способностей ребенка.
Новгородский «Кванториум» продолжит лучшие традиции более двадцати детских технопарков, которые уже работают по всей стране. Здесь школьников будут обучать по современным техническим направлениям: технологии современного прототипирования (3D), программирование и защита информации, технологии альтернативной и интеллектуальной энергетики, дополненная и виртуальная реальность (VR/AR), макетирование и дизайн-проектирование. Проект поддерживается Агентством стратегических инициатив и реализуется в рамках инициативы АСИ «Новая модель дополнительного образования детей».
Учёба по заказу
Обучение перспективным специальностям — одно из наиболее важных направлений новой молодежной политики, которая сейчас формируется в Новгородской области. По мнению врио губернатора Андрея Никитина, в регионе необходимо перестраивать систему образования, которая должна отвечать потребностям местной экономики, а не веяниям моды. К 2020 году, считает Никитин, 100 процентов студентов колледжей и техникумов должны будут обучаться по заказу и при участии работодателей. На систему целевой подготовки кадров должен перейти и НовГУ. В целом в области нужно выстраивать систему непрерывного профобразования, в рамках которой подготовка будущего специалиста будет начинаться уже с детства, убежден глава региона. Детский технопарк «Кванториум» — первый шаг в этом направлении.
— Нам с вами нужно сделать так, чтобы молодежи было интересно в области. Молодежная политика — одна из важных тем, которой мы будем заниматься, — подчеркнул Андрей Никитин, общаясь с молодежью на встрече, которая прошла в Новгородской филармонии 24 июля. По словам главы региона, уже осенью в Правительстве Новгородской области может быть создано новое ведомство, которое займётся интересами 18-летних. Кроме того, при формировании бюджета области на следующий год будут учтены пожелания молодых людей, которые получат возможность организовывать развлекательные мероприятия и арендовать площадки по льготным ценам. В планах — «перезагрузка» работы областного Дома молодежи и создание единого информационного портала молодежной тематики.
Комментарий
Владимир АВЕРКИН, директор муниципального бюджетного учреждения «Центр по работе с детьми и молодежью «Алые паруса»:
— Главная проблема в молодежной сфере — отсутствие рабочих мест и возможности для молодых людей получить специальность с дальнейшим трудоустройством. Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо поменять подход к профориентации.
Сегодня у нас выбор профессии лежит на выпускниках, их родителях и школах. Получается, мы не задействуем самого непосредственного участника, который обеспечивает работой и создает условия. Работодатель вышел из игры. Все эти «столетние» мероприятия — устаревшая версия профориентации, и экскурсии на предприятия — больше не работают. Должны быть выстроены корпоративные отношения, в которых участвуют школа, вуз или суз и производство. Как можно их соединить? Нужно без резких реформ и революций, которые приведут к непониманию и панике, вести постепенную работу.
Во-первых, нам нужен норматив финансирования. Он покажет, сколько стоит на территории каждого субъекта обучение первоклассника, старшеклассника, студента в университете или колледже по специальностям. Тогда мы будем знать, что деньги из тех налогов, которые мы платим, возвращаются на наших детей. А главное, работодатель будет понимать, сколько стоит подготовка нужного ему специалиста.
Если я, как работодатель, понимаю этот норматив, и мне нужно 15—20 сотрудников, то я начну их искать еще в школах. Ориентировать их на специальность и работу на моем предприятии. При этом в образовательном учреждении должно быть профильное обучение в 10—11 классах. Чтобы дети понимали, в какой сфере и по какому направлению они хотели бы работать.
Сейчас у нас к департаментам прикреплены профильные среднеспециальные образовательные учреждения. Нужно, чтобы руководители предприятий формировали запрос по нужным профессиям и направляли их в соответствующие департаменты, которые с этой информацией начинают работать.
В этой схеме они составляют требования к учебным заведениям, неважно, федеральное оно или областное. И направляют детей туда учиться, если в этом институте или колледже готовят хороших специалистов. Тогда будет происходить и естественный отбор для учебных заведений: невостребованные будут банкротиться, образование станет качественнее.
В результате при сохранении финансирования система подготовки специалистов станет совершенствоваться. Выпускники будут уверены, что после окончания учебы будут трудоустроены. А предприятия получат хорошо подготовленные кадры. В стране есть примеры взаимодействия: школа — суз/вуз — производства. Например, так работают Еврохим, Себур, Сбербанк, Уралкалий. У них множество программ для старшеклассников, выпускники поступают в профильные вузы и потом приходят работать на производство.
Нам необходимо взять на вооружение имеющийся опыт. Правильно поставить задачи, оцифровать их и обеспечить правовыми актами, определить критерии и показатели, вести рейтинг, стимулирующую часть заработной платы поставить в зависимость от полученных результатов.
Фото с сайта https://vk.com/kvantorium53