Об Иванове, который любит жить в России
Вчера был День российского флага. А у Игоря Иванова, жителя деревни Подцепочье Старорусского района, он всегда. С тех пор, как свой старый новый дом — перестраиваемый и расстраиваемый — увенчал кровлей в цвета нашего триколора.
Проезжий люд вытягивает шеи. Кто успевает заметить. Жизнь-то нынче быстрая. Иные так и остановиться могут. И хорошо: надо иногда делать остановки. Вопросы разные возникают. Каждый мерит на свой аршин. Кто имеет правильные ответы? Хозяин, кто же еще.
А он вот что говорит:
— Не вдруг все было, так что долго можно объяснять. Все равно интересно? Тогда кратенько.
Рассказывает, как несколько лет назад непреодолимо потянуло в деревню. И не в какую-нибудь, а в эту. Фамильную, можно сказать. С детства памятную — дом здесь дедов стоял. Давно уж ничего от него не осталось. Давно нет на свете родных стариков. И отца с матерью уже нет. Но в сердце все живо. А самому — под пятьдесят. Пора домой.
В деревне его почему-то приезжим считают. Ну, с чего мужику перед каждым душу изливать? Да я тут мальчонкой бегал... Приезжий он, к слову сказать, из Старой Руссы. Сколько отсюда до нее? Близко совсем. Только жизнь тут другая.
— Мне нравится! — Иванов тверд и прост в словах.
Хотя... Признается, что разные были сюжеты. Задним числом, как вспомнишь, чего-то лучше было не делать, да сделано. Но этот, нынешний его сюжет, — точно правильный.
Так и с флагом. Игорь Николаевич — афганец. Десантник. Воевал под Кандагаром. Терял друзей.
— А я вернулся и тем уже перед ними в долгу. Мы там все стояли друг за друга и за Россию. Для меня и Союз наш бывший — тоже Россия.
Я спросил, будь у него свой дом не теперь, а еще в 1990-е, могла бы возникнуть вот эта идея с флагом.
— При Ельцине? Нет! Это в последние годы, может, десятилетие, стало заметно, что Россия воспряла, что мы много чего еще можем. Я давно уже вывешиваю государственный флаг. И флаг ВДВ тоже. Как-то подумалось: почему только по праздникам? Пусть российский флаг на моем доме будет всегда!
Что об этом могут подумать другие — это его не беспокоит. Критики, впрочем, пока не слышал.
— Вас, наверное, это удивит, но не все видят у меня на доме именно флаг. Иногда говорят: какая красивая раскраска! Правда, останови случайного прохожего и спроси его, в каком порядке идут цвета на триколоре, не каждый ответит.
Между прочим, такая красота стоила Иванову значительно дороже однотонной металлочерепицы. Не то чтобы у бизнеса накрутка на патриотизм. Разноцветье, оно, оказывается, в цене. Хоть флаг, хоть просто так.
Иванов живет так: заработал — в дом. Раньше говорили: вот, купил мужик себе хибарку. Теперь видно, что домом обзавелся. Он — хороший строитель. Это и в Подцепочье, и в администрации Новосельского поселения скажут. Да и в районе его знают. Словом, заказов хватает.
Ивановы, а Игорь Николаевич перебрался в деревню вместе с женой, обзавелись хозяйством — огород обрабатывают, живность держат. Всё, как у людей.
Только фотографироваться наш герой отказался. Не люблю это дело, и все тут. Даже запрещенный прием был применен к десантнику — ну, Игорь Николаевич, что вы прячетесь?..
— Послушайте, я же весь на виду. Меня Пентагон наверняка сфотографировал.
— Серьезно?
— Вот когда будет совсем серьезно, прятаться не стану.
— Мне кажется, что не будет.
— И я на это надеюсь. Смотрю на наши военные парады и надеюсь.
— Игорь Николаевич, что бы вы ответили обыкновенному российскому пацифисту? Скажет же кто-нибудь, развели тут ура-патриотизм с военщиной.
— В таких случаях очень хочется ответить совсем уж по-русски. Я никого не заставляю Родину любить. Для нас, мужиков, Отечество — не пустой звук. Вот и всё.
Вот такой он — Иванов, который знает, «как нам обустроить Россию». Для начала — свою.
Фото Владимира Финагина
Россия Игоря Иванова