Среда, 17 июля 2024

Редакция

Предупреждение открыто: у зебры есть копыта

«Берегись автомобиля» — это из кино? Да нет, это из жизни

С начала года в Великом Новгороде от наездов пострадали 70 пешеходов

Никогда не видел этого вблизи. И вот сработала-таки теория вероятности. Улица Ломоносова, утро, машин еще не так много. Но напротив «Мармелада» — легкий затор. На дороге ГИБДД, «классика» на аварийке чуть впереди. На краю — женщина, «прилегшая» на бордюр. Проезжать пришлось между...

— Женщина 1948 года рождения была доставлена в больницу и после оказания медицинской помощи отпущена домой, — сообщает подробности старший инспектор ОБ ДПС ГИБДД по городу Великий Новгород Елена РЕЗИНА.

Пожилой новгородке, можно сказать, еще повезло — отделалась ушибами. Водитель, так или иначе, будет наказан. Предварительно установлено, что вина — на нём. ДТП произошло в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. Не важно, на самой «зебре» или рядышком. Зона — 5 метров шириною.

Цифры и факты

Статистика, как всегда, запаздывает. 67 наездов на пешеходов в Великом Новгороде с начала года — это без учета ноября. Так что ломоносовский случай — «плюсик».

В ГИБДД отмечают, что «неприятный» показатель — почти на уровне 2016 года. Тогда было 64 наезда на пешеходных переходах, из них 3 — со смертельным исходом. В 2017-м погиб один человек. Отдельная графа — происшествия по вине самих пешеходов. Было — 35, стало — 33. Примерно та же картина.

Выделить какой-то особо опасный период трудно — подобное происходит круглый год. Что касается особо опасных мест... Можете взять на заметку: по три наезда — на Кочетова, 14, к. 1, и Псковской, 28; по два — на пересечениях Большой Московской со Студенческой и Хутынской, Большой Санкт-Петербургской и Кооперативной, Газон и Новолучанской, Федоровский ручей и Михайлова, а также на Ломоносова, 9 и 37.

Голос улицы

Маленький журналистский эксперимент: занимаю позицию у нерегулируемого пешеходного перехода на Кочетова, 6. Дело где-то к восьми утра. Взрослые как раз ведут детишек в школу. Мой вопрос прост, как полоски на асфальте: а не страшновато вам тут?

Варианты ответов:

— Бывает иногда. Особенно таксисты не любят пропускать.

— Не знаешь, чего ждать: один пропускает, другой прёт по соседней полосе. Хоть бы камеры поставили!

— В основном по правилам едут. Но береженого и Бог бережет. Поэтому детей надо провожать.

— Я и сам за рулем. А ездить, думаете, не страшно? Темно же, и люди в темной одежде ходят.

— Меня тут уже несколько раз чуть не задавили. Конечно, страшно.

— Нет, здесь ещё ничего, а вот на Коровникова...

— Да ладно, без проблем!

Мнение в стиле ЧП

Есть такая группа — «ЧП 53 Великий Новгород. Новости». Очень оперативная, потому как соцсеть. С изложением и обсуждением. Нельзя объять необъятное — я ознакомился только с мнениями по поводу вышеупомянутого происшествия на улице Ломоносова.

«Ну, реально людей в тёмной одежде не видно, а светоотражатели прикрепить в голову не приходит».

«А пешеходам не видно машин. С фарами. И голова по сторонам не крутится. А кому не видно и не крутится — тот лежит потом на обочине».

«Освещения в городе нормального нет, живём до сих пор, как в СССР».

«Каждый день перехожу туда и обратно, настраиваюсь заранее, несутся, как припадочные, зачастую стою на полдороге».

«Отличное оправдание: темно, не видно, крутите головой. По этой логике пешеходы должны передвигаться в любое время суток мелкими перебежками, желательно вдоль домов, подальше от проезжей части».

«Да задолбало уже это место, давно пора там поставить светофор и оставить один ПП, как на «Волне», а то там каждые 10 метров ПП».

«Водятлы», «опоздуны», «пешики» — нормальный такой лексикон.

Есть ссылка на п. 4.5 ПДД: «на нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен».

Психология, однако. Вот любим мы вычитывать в свою пользу. Ну, есть такой пункт. Так он не один в ПДД. Есть там, к примеру, и про обязанность автомобилиста остановиться, уступить дорогу пешеходу тогда, когда он находится еще не на дорожной полосе, а на небольшом расстоянии от нее, а движущийся автомобиль может создать помеху для его передвижения.

Если этого не делать, то долго же пешеход будет «убеждаться». Пока все не проедут, наверное.

Тишее бы...

Вообще-то пешеходы чрезвычайно похожи на водителей — все мы не ангелы.

— Сама была свидетелем, как мамочка тащила ребенка через дорогу на красный, — говорит Елена Резина. — Ребенок плакал: «Так нельзя, бабушка говорила...». «Мне некогда!». Воспитываем, потом, соответственно, перевоспитываем. Правильная линия поведения — а это иногда вопрос жизни и смерти — прививается с трудом. На наш взгляд, подвижки к лучшему все-таки есть, но работать еще и работать!

Подтверждение тому — опять-таки статистика. Только за одну неделю профилактики в Великом Новгороде ГИБДД выявила 89 нарушений ПДД на пешеходных переходах. По одному только пунктику — непредоставление преимущества пешеходу.

Как ещё повысить безопасность? В дорожной полиции полагают, что требование иметь светоотражатели надо бы распространить не только на загородные трассы. Это уж как в Госдуме решат.

Я поинтересовался, а нет ли желания кое-что поправить в нормах освещенности дорог и улиц? Мне сказали, что нормы есть — прибора для замера нет. Но скоро будет. И тогда, мол, плотно займемся этим вопросом. При этом всем понятно, что моментально проблема не решится — нужна практически полная модернизация.

Но даже когда наступит такое счастье — фонари на загляденье, дорожное покрытие без изъяна — это не отменит одной простой вещи. Выходить на «зебру» надо осторожнее, а подъезжать к ней тише. В конце концов, еще не было случая, чтобы пешеход сбил автомобиль.

P. S.

Пока материал готовился к печати, в Великом Новгороде произошел очередной наезд на пешехода. На пересечении улиц Федоровский ручей и Славная сбита женщина 1932 года рождения. У потерпевшей — перелом ребер и черепно-мозговая травма.

Фото Владимира Малыгина