Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Вставай и иди!

Кто сказал, что только европейцы, выйдя на пенсию, начинают путешествовать?

Новгородка пешком прошла паломнический путь длиной в 250 километров

Мы успели встретиться всего за несколько дней до того, как она снова отправилась в путь. Наталья Баскакова, журналист, кандидат философских наук, путешественник и, как она сама о себе говорит: человек, которому никогда не бывает скучно. Ей 64 года. Она мать двоих сыновей и бабушка двух внуков, вяжет потрясающие вещи крючком, а также знает, как летать по Европе за 20 евро и где можно переночевать бесплатно. Каждой своей фотографией в Инстаграме Наталья Баскакова опровергает досужее мнение: только европейцы, выйдя на пенсию, начинают активно путешествовать. Этим летом она прошла пешком по известной паломнической дороге Камино де Сантьяго, преодолев расстояние в 250 километров за 18 дней. О том, как это было и то ли ещё будет, — наш разговор.

— Наталья, с чего началась ваша карьера путешественника?
— Я всегда хотела путешествовать. У меня детство прошло в дороге. Папа военный, отчим топограф. Мы все время куда-то ехали. Да и когда выросла, я осталась лёгкой на подъём. Для меня сорваться и поехать на выходные в Пушкинские Горы из Подмосковья было обычным делом. Спрашивали: что ты там забыла? Да ничего не забыла. Просто самое большое удовольствие в жизни для меня — это путешествие. Еще во времена СССР я полностью проехала Курилы и Дальний Восток, 17 раз перелетала нашу страну от Владивостока и Южно-Сахалинска до Москвы и обратно. Я пускаюсь в путь при каждом удобном и даже не очень случае.

— Можете как-то объяснить, что зовет в дорогу?
— Мама говорит, что у меня в роду были цыгане (смеётся).

— Детство на Дальнем Востоке ярко запомнилось?
— Конечно, ведь это детство. Лет в шесть я встретилась лицом к лицу с тигром в приморской тайге. Мама с отчимом ушли на дальний участок. Я осталась практически одна в геологоразведочном поселке, где двери не запирались в принципе. Я читала свою первую книгу — большой синий том Пушкина, когда то ли от ветра, то ли от толчка распахнулась дверь и появилась огромная (как мне показалась тогда) кошачья полосатая морда. Испугаться я не успела. Тигр, видимо, решил не лакомиться таким хилым детенышем и исчез также мгновенно, как и появился.

Там же, на Дальнем Востоке, во втором классе я начала учить английский язык. В школу прислали по распределению только что окончившую институт девушку. И вот то ли от тоски, то ли от скуки она решила заниматься с малышней. Было весело. Я до сих пор помню песенку: «Captain brave, captain brave, Give a smile, sir». Таким образом, когда в 5 классе все только начали учить язык, я уже читала толстые книжки на английском. И за это меня сильно не любили учителя!

— У вас двое сыновей, когда они были маленькими, вы тоже много путешествовали?
— С ними по большому счету я путешествовала всего один раз. В 1989 году. Моему младшему сыну тогда было 2 года, я взяла отпуск по уходу за ребёнком, сняла все деньги с книжки и поехала с ними путешествовать. Мы ездили на Рижское взморье, а потом где-то месяц или полтора жили в Пушкинских Горах. Снимали комнату у бабульки за какие-то смешные деньги. Это было очень здорово. Когда грянула денежная реформа, я даже была рада, что мне нечего терять, всё потрачено на отдых. Потом начались 90-е — годы выживания. Стало не до путешествий.

— И когда удалось снова куда-то выбраться?
— В 1997 году с проектом по изданию электронных учебников я выиграла грант и с другими новгородцами поехала в США. Кстати, идея моей кандидатской диссертации по религиозной идентичности пришла мне в голову именно в Америке. В 5 утра в городке Ниагара Фолс, когда, возвращаясь с party* в американском салуне, увидела на одной улице целый ряд различных церковных зданий, принадлежащих разным религиозным общинам. А саму диссертацию я обдумала и выносила на службах в Покровском соборе Великого Новгорода.

Именно в Америке я поняла, насколько я русский человек. И ещё заметила, что ландшафт штата Нью-Йорк очень похож на мою малую родину — Приморье. Но, правда, там всё более благоустроенно. Потом мне снова долгое время было не до путешествий. Но вот дети выросли, сами стали работать, и у меня появилась возможность отправиться в путь.

Finisterra. Это санктуарий в последней альберге. И мои скромные дары младенцу Иисусу

— И вы поехали в... ?
— Для начала в Прибалтику. В прошлом году я открыла для себя каучсёрфинг** и по-ехала по маршруту Таллин — Рига — Вильнюс — Белосток — Варшава — Гданьск. Таллин — моя самая любимая прибалтийская столица. За всю жизнь я там была 8 раз, и всегда нахожу что-то новое для себя. Этот город всё время меняется. И еще я очень люблю эстонский характер. Как-то одна моя подруга съездила в Таллин и сказала: «Ужас! Электричка из Таллина в Тарту идёт 5 часов, и всё это время в электричке тихо!». То есть люди, если и разговаривают, то так, чтобы их слышал только собеседник. По-моему, это прекрасно.

— Сколько времени в году вы проводите в пути?
— По-разному. Сами знаете, новгородская зима не самое приятное время, особенно в моём возрасте. Поэтому в этом году зимой я на 3 месяца уезжала на юг, в Краснодар и в Сочи. Затем вернулась, но через полтора месяца улетела в Европу, потому что у меня еще за год до этого был куплен билет. Была акция — билет из Риги в Бергамо стоил всего 22 евро. Я не смогла устоять. В Европе я свой путь выстраивала в зависимости от обстоятельств, но через 2 месяца мне всё надоело, и я из Германии отправилась не в Чехию, как планировала, а в Гданьск, и уже из Гданьска в Калининград. И всё, с июля я в России. Но скоро вылетаю к своей школьной подружке в гости, в Израиль.

— Думаю, что всем читателям будет любопытна и финансовая сторона ваших путешествий.
— Я знаю уйму лайфхаков — способов сэкономить на путешествии. Как я уже сказала, я активный пользователь сервиса каучсёрфинг. В этом году во Франции я провела 12 дней, из них только 3 дня жила в хостеле, и то только потому, что сглупила и заранее оплатила его, а оставшиеся 9 дней провела в гостях у четырёх семей. Это, как вы понимаете, не стоило мне ничего. Также по Европе дешевле всего путешествовать на самолёте. Всегда можно найти какую-то акцию и слетать из одного европейского города в другой за 20 или даже 14 евро. Конечно, я путешествую не на свою пенсию. Мне помогают мои дети и, кроме того, у меня довольно специфический круг научных интересов, в которых мало кто разбирается, поэтому периодически мне предлагают выступить в роли эксперта по разным вопросам. И это неплохо оплачивается.

— Каучсёрфинг для вас прежде всего способ сэкономить или что-то большее?
— Каучсёрфинг дарит незабываемые встречи. С такими людьми не познакомишься больше нигде. В Риге я жила у Андры, она тренер по походам и пригласила меня в поход по взморью. Мы шли вдоль берега, со стороны Риги. На последних километрах я уже с трудом передвигалась, потому что по камням ходить очень тяжело. Но это был совершенно потрясающий опыт. Или в Польше. Когда я приехала в Белосток, то просто выставила открытый запрос, и меня пригласила одна семья. Жена украинка, работает в санатории, а муж поляк, лесник с высшим образованием. Они живут в потрясающем курортном городке Супрасле. Дом старинный, ему больше 100 лет, с чудесной печкой. И сами хозяева очень трепетно ко мне отнеслись, приехали за мной в Белосток, чтобы я не заблудилась. В Калининграде я встретила молодую и красивую женщину, гида по Куршской косе. Ей 40 лет, у неё три сына, она совершенно потрясающе поёт.

Люди — добрые! В каучсёрфинге можно встретить таких людей, каких не встретишь ни в одной гостинице. Это не просто бюджетный отдых, но и потрясающий experience*** в жизненном плане.

— Человек, предоставляющий туристу жилье по каучсёрфингу, берёт на себя все заботы о нём?
— Когда как. Я считаю, что ко всему надо относиться проще и стараться никого не напрягать. Если меня пригласили за стол, я благодарю. Если нет — вежливо прощаюсь и иду искать ближайшее кафе. Мало ли какие у человека в этот момент дела и заботы, он и так дал тебе приют и сэкономил твои как минимум 20 евро. А 3 евро на кофе с круаcсаном всегда можно найти.

Из всех моих путешествий мне больше всего понравилась Франция, именно там я ощущала самое большое внимание к себе со стороны тех людей, что предоставляли мне жильё. Французы очень уважительно относятся к людям старшего (senior) возраста. Все здороваются, предлагают помощь, если видят, что я изучаю карту. В маленьком городке идёшь мимо кафе, а его посетители хором с тобой здороваются: бонжур, мадам! Когда я приехала в Шамбери, мой поезд немного опоздал, и я не успела на электричку до Гренобля, где и должна была жить. Стала думать, что же мне делать, и вдруг вижу, что по перрону идёт человек с планшетом, на котором открыта моя страничка на каучсёрфинге, и он ищет меня по фотографии. Это был Стефан, он в Интернете узнал, что мой поезд опаздывает, и специально за 30 километров приехал в Гренобль, чтобы встретить меня.

Не менее потрясающая история была в Марселе. Я выставила нужный мне адрес на электронной карте, и мне проложили маршрут через порт. Всего 2 километра. Я, конечно, решила идти пешком. Уже подходя к выходу из порта, я увидела запрещающие знаки — это закрытая зона, посторонним вход воспрещён. В этот же момент опомнилась их служба безопасности, ведь дело было в воскресенье, порт абсолютно пуст, никто не работает. Ко мне подъехали сразу 2 машины. Из нескольких человек по-английски говорила только одна женщина. Я объяснила ей ситуацию. И вот что любопытно, они не спросили у меня паспорт, даже не поинтересовались, как меня зовут. Их интересовало одно: как эту заблудившуюся женщину доставить до нужного ей места?! В итоге они связались с французом Амином, к которому я ехала, он приехал в порт и забрал меня.

— Ваш паломнический путь Камино де Сантьяго вошёл в эти два месяца путешествия по Европе?
— Да. За 18 дней я пешком прошла 250 километров, но в эти дни вошли и 3 дня в самом старом городе Португалии Понти ди Лима, когда я решила подремонтировать свои сломанные коленки и отдохнуть.

Путь Свято́го Иа́кова, Эль Ками́но де Сантья́го (исп. El Camino de Santiago) — знаменитая паломническая дорога к предполагаемой могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Город Сантьяго-де-Компостела является третьей по значению святыней католицизма, уступая лишь Иерусалиму и Риму.

 

— Когда начинали путь, руководствовались религиозным чувством?
— Религиозное чувство, конечно, может иметь место, но чаще всего этот путь — поиски себя. Есть такая фраза среди паломников: если ты чего-то не понимаешь, не знаешь, как жить дальше, — пройди Камино. Год назад у меня по каучсёрфингу гостила Саша. Она русская, но уже лет 12 живет в Штатах, путешествовала автостопом по России и заехала ко мне. И вот когда мы с ней говорили о том о сём, она рассказала про Камино, потому что считала его одним из самых своих больших достижений в жизни. И я заинтересовалась. Она прошла Камино Франсез протяженностью 850 км. Я засомневалась в своих физических возможностях и решила ограничиться маршрутом Камино Португез в 250 километров. Он начинается в Порту.

Мне подвернулся удачный билет Марсель — Порту за 28 евро, и 30 мая я прилетела. На следующий день началось моё паломничество. В Испании я сделала фотографию, на которой лишь потом разглядела надпись: «la vida es una peregrinación», что значит: «жизнь — это паломничество». И все мы пилигримы.

— Шли налегке?
— Обычно пилигримы идут с рюкзаками, но в силу возраста мне тяжело тащить 6 кг на плечах. Поэтому я взяла чемоданчик на колесиках. Ему уже лет 5 или 6 было, он проехал со мной и Италию, и Францию. Единственным его недостатком стало то, что у чемодана были маленькие колесики. И на четвёртый день Пути они отвалились. Дороги в Португалии — это камни, брусчатка. Какие колеса там выдержат? (Впрочем, я потом расскажу, какие).

— И никто не помог?
— Конечно, помогли. Сперва помог немецкий дедушка, явно старше меня. Потом мне встретилась супружеская пара из Ирландии, Мэри и Катл. Им по 61 году, они шли быстрее меня (хотя там все шли быстрее меня), Катл посмотрел, улыбнулся и без лишних слов взял мой чемодан одной рукой и пошел. До города Барселуша он нес мой чемодан. А мы с Мэри разговорились, весь путь трещали по-женски, много смеялись над тем, что у всех паломников загар, как у рабов — только руки и немного грудь загорают. В Барселуш мы вошли вместе. И я купила там сумку за 10 евро на огромных колесах, только такие и могут проехать по любой брусчатке.

— Где вы ночевали?
— На пути специально для паломников есть хостелы, которые называются альберге. Они бывают муниципальные и частные. Муниципальные стоят 5–6 евро. Но они принимают только паломников с Credencial (Креденсиаль) — удостоверением, что ты идешь Путь. Там можно переночевать всего 1 ночь, и постельное бельё, как правило, не выдают. Паломники часто идут со спальными мешками, но я не люблю спать в спальнике. Поэтому в Милане на развале купила два индийских сари по одному евро, они мне служили простыней и одеялом. На Пути я 4 раза ночевала в муниципальных альберге и дважды снимала номер в гостинице, потому что иногда устаешь и хочется побыть одной. Например, в португальском Ратеше в альберге было 19 человек в комнате, в испанском городке Понтеведра — 40 человек в комнате. А однажды в комнате на 12 человек нас было трое. Раз на раз не приходится.

Уже в Испании столкнулась с таким понятием как completo — то есть мест нет. Так получилось, что в первый свой испанский городок Пориньо я пришла в 8 вечера. Зашла в муниципальное альберго — completo. Зашла в частное — completo. Но к счастью, оказалось, что в каждом муниципальном альберго есть комнаты для людей с ограниченными возможностями. Их держат свободными до последнего, если не находится постояльцев, эти комнаты сдают простым паломникам. Мне и еще одной женщине из Канады повезло, в 9 вечера нас заселили в такую комнату.

С друзьями из Франции перед Камино

— Сколько километров вы проходили в день?
— Однажды я прошла 24 километра за день, и потом мне было очень плохо. Больше я таких рекордов не ставила. Обычно паломники выходят рано утром. Оптимально выйти в 6 утра, чтобы к двум часам дня дойти до следующего пункта. Кто-то идёт пешком, кто-то едет на велосипеде, но паломника узнать всегда можно по специальному символу — ракушке, которую вешаешь себе на рюкзак. Есть паломники, которые идут с детьми. Мне запомнился огромный мужчина из Австралии и маленькая фигурка, шагающая рядом с ним. Мальчик это или девочка я определить не смогла, ребёнок был одет в стиле унисекс. Молодые люди проходят португальскую Камино за 8–10 дней, проезжают на велосипеде — за 5–6 дней.

— Вы шли в основном в одиночестве?
— Да. Но так как после 10 километров я начинаю заметно хромать, каждый второй паломник спрашивал, не нужна ли мне помощь. Когда идешь один, высвобождается много времени на размышления. Это потрясающий опыт. Ещё я довольно часто на Пути оставалась без Интернета, потому что российская симка его просто не ловила. С одной стороны, это напрягало. Но с другой, я рада, что не купила местную симку, потому что иначе я бы не испытала одно потрясающее чувство. Дело в том, что в Португалии очень редко ставят указатели, и когда ты заходишь в населённый пункт, довольно часто просто не понимаешь, где ты. Ты — во времени и в пространстве. Ты — в космосе.

— Вам понравилось?
— Когда в конце Пути я получала компостелу (дословно — «поле звезды») — удостоверение о том, что я прошла Камино, женщины, его выдающие, меня спросили о том же. А я тогда так устала! Я на них тупо посмотрела и сказала: я не поняла. Они были ошарашены. Но уже сейчас я чувствую, что снова хочу в Путь. И именно пешком. На этот раз из Лиссабона через Фатиму, маршрутом протяженностью в 750 километров.

У меня за всю мою жизнь бывали разные травмы, ноги переломаны в 5 местах, и ходить мне тяжело. Но не ходить — ещё тяжелее. Так что выбора идти или не идти в следующем году по Пути снова у меня нет.

— Поедете вновь со своим чемоданчиком?
— Не с этим. После Сантьяго я поехала в Финистеру. Это самая западная точка Европы. Там в альберге я и оставила свою сумку на колесиках. Хозяева, по-моему, были очень рады. Она же новенькая, я 2 недели ею пользовалась только.

— К вам приезжают в гости по каучсёрфингу?
— За пару лет у меня останавливалось 12 человек. Была пара из Аргентины, которая по ночам любила гулять по нашей набережной, была молодая женщина с 2-летней девочкой из Сингапура, мечтавшая увидеть праздник Ивана Купала, были европейцы, русские студенты, путешествующие автостопом. Общение с ними — это огромный психологический и эмоциональный заряд для меня.

— Что бы вы посоветовали другим путешественникам?
— Если хочешь идти — вставай и иди. Пользуйся моментом. Всё реально. А если пойдешь по Камино — обязательно возьми разношенные кроссовки и шляпу.

Фото из архива Натальи БАСКАКОВОЙ
_____________________
* party — (англ.) вечеринка.
** каучсёрфинг — (CouchSurfing) — это сервис, который собрал людей со всего мира с целью предоставления бесплатного жилья или ночлега путешественникам.
*** еxperience — (англ.) опыт, а также переживание, впечатление.