Суббота, 30 ноября 2024

Редакция

Не распоясались

«БелАЗы» эксплуатируются в пятидесяти странах мира

Что увидел на производственных площадках Белоруссии новгородский журналист

В этом году постоянный комитет Союзного государства России и Беларуси опять организовал серию пресс-туров. В ходе них российские журналисты, в том числе и автор этих строк, могли знакомиться с опытом развития разных отраслей белорусской экономики, а их коллеги из союзной республики, наоборот, ездили по необъятным просторам РФ вплоть до Сахалина и вникали в социально-экономические аспекты жизни российского бизнеса.

С тех пор, как на постсоветском пространстве у славянских республик образовались «немножко» разные модели социально-экономического устройства, их население пристально следит за тем, в какой стране дела идут лучше. К сожалению, украинская «майданная» модель оказалась в аутсайдерах и к сравнению даже не допускается. А вот российская и белорусская — на острие «капиталистического» соревнования, когда экономика стала свободной, рыночной, и в то же время у русских и белорусов модели направлены дружественно по отношению друг к другу.

Великий Новгород и Новгородская область не раз упоминались на многочисленных встречах, что подготовили для нас, российских журналистов, на минской земле. Экономические связи работают в аграрном секторе, в сфере туризма, образования, но для читателей, понятное дело, интереснее всего узнать — ну, как там у них?

Незаплесневелые ГОСТы

Первым пунктом в подготовленной для нас программе было малое предприятие художественного промысла «Слуцкие пояса». Важнейший элемент национальной одежды у белорусов не забыт. Мужчины подпоясывают себе рубахи таким поясом, и если узел посредине, то это подчеркивает их семейный статус, а вот если сдвинут налево — значит, холост. «Вот откуда пошли выражения «распоясался», «сходить налево», — разъясняет экскурсовод. На фабрике нам показали ткацкий станок, который специально спроектирован и изготовлен для производства слуцких поясов. Он вшивает золотую нить, ведет рисунок, контролирует ширину, за чем наблюдает всего лишь одна девушка-оператор. На производстве есть и «допотопные» ткацкие станки, туристам очень нравится наблюдать за тем, как на них работают. Разумеется, при фабрике есть сувенирная лавка с полным набором ассортимента: скатерти, платки, пояса. Слуцкий «ремешок» стоит всего 18 рублей 40 копеек. Но рублей белорусских, за один сейчас надо отдать 33 российских. Времена инфляционных «зайчиков» давно прошли.

Производственные экскурсии для туристов в Белоруссии очень развиты. Не только прессе, но и школьникам, специалистам разных отраслей интересно. Вот, к примеру, хлебозавод в городе Жодино. Казалось бы, а что тут интересного? Из муки тесто, из теста булочки... Или молочный комбинат в Слуцке нам показали — сыворотка из-под простокваши, что тут непонятного? Но ведь не будем забывать, что страны Таможенного союза ЕАЭС ведут, хотят они этого или нет, межнациональное соревнование за потребителя! Теперь важно не кто больше, а кто вкуснее, питательнее, грамотнее производит хлеб, молоко, колбасы... В России частенько насыщают самые обыкновенные продукты новыми и новыми свойствами, а вот в Белоруссии держатся здорового консерватизма. Их ГОСТы — это калька советских стандартов, которых строго придерживаются. А потому, если хотите попробовать и сравнить, когда плавленый, мягкий или твердый сыр был вкуснее — тогда, 30 лет назад, или сейчас, то поезжайте в Беларусь. Мне вот довелось не только дегустировать там, под Минском, но и привезти домой кусочек сыра 50% жирности под названием «Российский молодой». Родные попробовали и тут же сказали: «Так это такой, как был когда-то!». Да, простой на вкус, но здоровый, без всяких там ферментов и маркетинговой накипи. На российских прилавках большое продуктовое разнообразие, вкусные сыры тоже можно найти, но ... это не будет дешево, и лучше сначала, взяв лупу, детально изучить мелкий шрифт текстов красочных этикеток, попутно вооружившись знаниями о всяких стабилизаторах и усилителях вкуса.

На Слуцком сыродельном комбинате — одном из 22 перерабатывающих молоко предприятий Минской области

— Сыры с плесенью мы не выпускаем, потому что ее полезность для человеческого организма не доказана, — так объяснил мне свою позицию по «заплесневелому» вопросу директор предприятия.

Здесь же до сих пор производят мороженое «Ленинградское». Если кто помнит, это такой пломбир на палочке в невзрачной упаковке. Вкусное!

Рокфор в Беларуси изготавливает другой сырзавод, и в дегустационный набор «француз» тоже попал. Вкус современной плесени всколыхнул у меня воспоминания о том самом рокфоре, что выпускали когда-то в Старой Руссе. В конце 70-х и начале 80-х годов прошлого века молочные прилавки продуктового магазина «На горке» в Новгороде были завалены дешевым рокфором, но народ был уверен, что плесень это от плохой жизни.

Придавили гусеницу

Хлебопекарный завод в Жодино обеспечивает своей добротной выпечкой местное градообразующее предприятие — знаменитый на весь мир автозавод по производству карьерных самосвалов «БелАЗ», на котором сейчас работают около 10 тысяч человек. Готов сразу удовлетворить любопытство читателей: средняя заработная плата на предприятии 700 долларов США. Причем в Белоруссии среднестатистические данные имеют малую медианную погрешность. Высший менеджмент не забирает львиную долю фонда заработной платы, и в реальности она будет на среднестатистическом значении. Гендиректор минского предприятия признался нам, что зарплату получает не самую высокую на заводе — у лучших рабочих она больше. С такими подходами и с такой величиной возмещения трудовых затрат белорусы начинают переманивать к себе специалистов и из России.

Красавцы-«БелАЗы», снаряженным весом по 360 тонн, на испытаниях так подвижны, что полигон для их пробежек хочется назвать песочницей. Забраться к рулевой кабине по капотным железным лестницам исполина, способного перевозить 450 тонн руды, — мечта, пожалуй, любого мальчишки. По количеству выпущенной им карьерной техники — 130 тысяч машин — БелАЗ обогнал своего основного конкурента — американскую фирму Caterpillar (гусеница — с англ.).

С июля 2015 года на предприятии активно реализуется проект промышленного туризма «БелАЗ — бренд Беларуси». За два года предприятие посетили более 40 тысяч граждан 20 стран мира, среди которых Испания, Италия, Франция, Норвегия, США, Великобритания. Каждый может посетить БелАЗ и познакомиться с процессом производства карьерной техники. Кстати, объем производства к прошлому году здесь вырос очень значительно, и Россия — основной заказчик «БелАЗов»!

Успеть на электробус

Чем еще смогли удивить белорусы? Поездкой на рейсовом электробусе по улицам Минска. Приятно ехать на тихом транспорте с удобными сиденьями, где в салоне для пользователей смартфонов и планшетов предусмотрены розетки. Этот долгожданный для пассажиров вид экологически чистого транспорта в силу разных причин никак не займет доминирующее положение на улицах наших мегаполисов и малых городов. А ведь как удобно! Всего 5–6 минут требуется для зарядки конденсаторных батарей. Электробус подстраивают под длину маршрута протяженностью до 30 километров, и он гарантированно довозит пассажиров со скоростью до 60 км в час. Как заверили нас инженеры предприятия, по сравнению с троллейбусом расход электричества на 14% меньше, ниже и затраты на эксплуатацию линий.

Рейсовый электробус на улицах Минска

В переводе на наши деньги проезд в электрическом транспорте обходится минчанам в 18 российских рублей. Для того, чтобы приучить заказчиков к новому виду общественного транспорта, на предприятии изготавливают гибриды — троллейбусы, способные двигаться как с контактными антеннами, так и без них. Вот и Санкт-Петербург заинтересовался их продукцией. Первый электробусный маршрут будет проложен в Кронштадт. Присматриваются и в Сочи, а вот Москва ждет российский ответ белорусам. Троллейбусы «Белкоммунмаша» между тем можно увидеть более чем в 40 городах Беларуси, России, Украины, Казахстана, Молдавии, Латвии, Сербии, Колумбии и Аргентины. Электробусы здесь готовы выпускать в трех вариантах по длине — чтобы заинтересовать как крупные, так и малые города.

О пользе старых рецептов

Мокрый снег с порывистым ветром и изморозью на дорогах добрались и в Минскую область. Я продрог и простыл. Белорусские медики дали мне пару таблеток парацетамола. Того самого, до боли знакомого с детства. На следующий день был здоров. Следовательно, рецепты, проверенные временем, далеко не всегда нуждаются в корректировке.

Разумеется, и белорусские журналисты, бывая в российских регионах, нашли положительные моменты в нашей бурной и постоянно реформируемой жизни. Ими они спешат поделиться со своей читательской аудиторией. Действительно, немало такого, что в России лучше развивается, чем в Белоруссии. Но в данном случае это зависть белая, которая заставляет двигаться, совершенствовать свое хозяйство, а не сетовать на судьбу и устремлять завистливый взор в сторону далекой заграницы.

Фото Юрия Красавина