Суббота, 23 ноября 2024

Василий Дубовский

Спасайтесь, латыши идут!

Петроград. Стрелки 6-го латышского стрелкового полка. 1918 г.

Погром Новгорода «гвардейцами Ильича» — правда или вымысел?

Под занавес «революционного» 2017 года телеканал «Россия-24» показал документальный фильм «Каратели. Правда о латышских стрелках». Честно сказать, для меня это был случайный сеанс. Включился в аккурат на рассказе о подвигах этих самых «карателей» в Великом Новгороде. И как было не заслушаться, когда после всех наших местных историко-юбилейных мероприятий, где прозвучало, что в нашем-то городе смена власти прошла относительно спокойно, тебе вдруг рассказывают нечто ужасное?

А именно — про акцию подавления и устрашения. С таким итогом «визита» латышских стрелков: несколько дней вывозились трупы, о точном количестве жертв никогда не сообщалось. Надо сказать, новгородский эпизод в фильме — далеко не единственный и вовсе не из главных. Но что нам скажут на это наши уважаемые историки?

Реакция — разная. Уверенного «да» не услышал ни от кого. Что касается категоричного «нет» — тут проще. Например, доктор исторических наук, профессор НовГУ Михаил ПЕТРОВ сказал автору этих строк, что «никаких латышей тут не было». Как не было никакой надобности громить Новгород после Октябрьских событий в Петрограде. Единственный с позволения сказать мятеж приходится на январь 1918-го, но тогда со сторонниками созыва Учредительного собрания, кучковавшимися в Антониевом монастыре, и без прибалтов разобрались. Практически без кровопролития.

Между тем «латышский погром» относится вроде как к 1917-му еще. Илья ХОХЛОВ, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, познакомил «НВ» с небезынтересной публикацией: «Легендарные походы стрелков». Издано в 1968 году в Линкольне, США. Автор — Янис Пориетис, подвизавшийся с Первой мировой войны в роли фронтового корреспондента при латышской дивизии.

Если верить этому латышу-эмигранту, то в октябре 1917 года «латышские стрелки из частей 4-го и 6-го полков вошли в Новгород, враждебный большевистскому перевороту». «Вся Россия уже знает об их победах на фронте, — пишет Пориетис. — Простые жители Новгорода своим дурацким рассудком принимают эти победы, как дикие ужасные дела. Ходит народная легенда, как когда-то про казаков. «Господь Спаситель, латыши идут. Бегите!».

А дальше так: «Таясь вдоль заборов дворов, группа в 40 человек стремительно продвигается вперёд. Где заметят группу людей — гранату. Скрипнут ворота, приоткроется окно — гранату. Покажем вам пекло, тёмные души! — ругаются стрелки».

И финал: «... город замер. Умер он, и никому не придёт в голову оказать сопротивление. О, такая шутка стрелкам только нужна. Повеселить душу. Прилечь на улице и пострелять. «Подавай только сюда!». Так в Новгороде. И в Петрограде. Только немного серьёзнее в Москве. И в Ярославле, и в Казани — «Подавай сюда!». И победили большевики. Извините, победили закалённые в Тирельских болотах стрелки. Сотни «шишек» (гранат. — В. Д.) — как плевок в глаза одному сонному русскому городу».

Документалистом г-на Пориетиса не назовешь. Этакая латышская удаль в строке. В сочувствии к «темным душам» его не заподозришь. Зачем данному индивидууму на старости лет хвастать расправой, которой «не было»? Или...

Я нашел в ученом сообществе собеседника, осторожно высказавшегося в том духе, что «такое могло и быть». Якобы приходилось слышать нечто похожее в воспоминаниях старого большевика. Но этот мой собеседник никогда профессионально темой красных латышей не занимался. Единственно возможное моралите: «Вопрос требует дополнительного изучения».

Еще бы, ведь сплошные вопросы. Скажем, есть такой сборник «Гвардейцы Октября. Роль коренных народов стран Балтии в укреплении и становлении большевистского строя». А в нем — следующий интересный документ: рапорт командира бригады начальнику Латышской стрелковой дивизии И.И. Вациетису о направлении в г. Новгород сводного отряда для подавления восстания. Правда, в данном случае речь идет об июне 1918-го. Направлены 57 человек, включая взвод пулеметчиков. Аналогичный рапорт имеется по Валдаю. Но дошли ли эти вояки до пункта назначения, выполнили ли приказ — нет такого документа. И, собственно, что за восстания были? Или опять же не были?

Помониторив сеть (не скажу, что дал себе колоссальный труд), я обнаружил, что «поэма» Пориетиса за пределами Великого Новгорода уже звучала. Как и сценарист фильма, прошедшего по федеральному каналу, он тоже не только про нашу местность повествует. Можно, конечно, согласиться с уважаемым Михаилом Николаевичем Петровым, сожалея, что историей нынче занимается всяк кому не лень, но кто же тогда отделит зерна от плевел, разъяснив нам, какие кругом фантазеры?

Непропорциональная роль инородцев в русской революции — тема сколь известная, столь же и болезненная. В случае с латышами это усугублено еще и памятью о стопроцентных карателях в рядах эсэсовцев. Есть такая память и на Новгородчине. Вот это точно не опровергается.

Чего не хотелось бы, так это превращения старых обид в разменную монету нового времени. Они смеют нам выставлять репарации за какую-то «советскую оккупацию»?! Так мы им про «геноцид, учиненный их соплеменниками»! Ради такой идеи не стоит браться за кино.

Сами «псы революции» давно заплатили по счетам. Но про это, наверное, будем в другой раз вспоминать. А иначе, что нам делать в 2037-м?

Фото с сайта latvjustrelnieki.lv