Понедельник, 23 декабря 2024

Людмила Данилкина

Искусственный разум

Сейчас Гриша понимает и говорит. Выражает эмоции и собственное мнение

Любые обстоятельства можно изменить. Ради детей

Некоторое время назад в газете «Шимские вести» появилась небольшая заметка: в деревне Мшага Ямская сгорел дом, принадлежавший многодетной семье ДАНИЛОВЫХ, которые будут рады любой помощи.

Собираясь в командировку в Шимский район, думала, что при встрече с супругами Татьяной и Алексеем речь пойдет исключительно о жизни после пожара. Но не эта тема стала главной...

Природный эффект

Вообще, Даниловы — жители Великого Новгорода. Старый, требующий серьезного ремонта домик в Мшаге Ямской купили больше десяти лет назад — так, на всякий случай. И этот случай наступил, когда у старшего сына Александра в городе развилась бронхиальная астма. Врачи посоветовали увезти его в сельскую местность. И Алексей с сыном перебрались под Шимск, где здоровье мальчика значительно улучшилось.

Татьяна же с дочерью Лизой остались в городе, но каждые выходные проводили в деревне, где к тому времени появилось уже и хозяйство — козы, куры.

— Несколько лет семья в полном составе жила на селе. В 2013 году родился Григорий. Мы с мужем были счастливы — старший на природе да на козьем молоке чувствовал себя великолепно, младшие тоже радовали, — рассказывает Татьяна. — Но когда Грише исполнилось три года, невролог нам сказала: «Вы должны понимать, что у вас — особый ребенок: он не понимает смысл того, что вы ему говорите, и не отвечает вам, он практически не реагирует на мир вокруг». Причина в диагнозе: энцефалопатия, эпилепсия. Остается только догадываться, почему врачи так долго не могли сказать, что с Гришей, хотя я неоднократно обращала их внимание на то, что ребенок развивается не так, как двое других. «Энцефалопатия» — это прозвучало как приговор, тем более, констатировав диагноз, доктора дали понять, что кардинально изменить состояние сына вряд ли удастся. И написали в карте: «Визит к неврологу через год».
Дополнительные исследования показали, что мозг мальчика получает только половину питательных веществ, поступающих в его организм. Кроме того, сильнейшие препараты, купирующие приступы, которые ребенок принимает постоянно, имеют побочный эффект — разрушают печень. И исходя из этой информации родители приняли решение: несмотря ни на что не отказываться от деревенского хозяйства — пусть Гриша питается только свежими продуктами и пьет козье молоко, которое, как известно, хорошо выводит шлаки.

Подготовка к школе

— Для нас с мужем не стоял вопрос: начинать бороться за сына или нет? Однозначно, да. Хотя мы понимали, что результата может и не быть, — продолжает Татьяна. — Я засела за компьютер, начала изучать в Интернете все публикации, касающиеся нашей проблемы. Мне помогают специалисты «Виктории» — подразделения областного реабилитационного учреждения для детей и подростков с ограниченными возможностями и регионального Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. С дефектологом мы решили, что попробуем идти от слова к фразе. Показывали Грише картинки: мальчик ест рыбу, папа моет туфлю. Шесть слов. Затем на понимание множественности: киска бежит, киски бегут. Вместе с дочерью, а она в музыкальной школе учится, мы пропевали слоговые цепочки: ба-ба-ба, ва-ва-ва.., доставая таким образом из сына звуки. В семье с Гришей по заданной схеме и через определенное время работают все: муж, дочь, старший сын и я, потому что пропустил день — откатился назад в результате. Когда начинали, боялись, что ответной реакции вообще не будет. Только спустя пять месяцев сынок показал, что он понимает то, что ему говорят.

Придя через год в поликлинику на прием к неврологу, Татьяна услышала: «Он уже не овощ». Женщина говорит об этом факте без обиды на докторов, потому что сейчас она точно знает, что далеко не все зависит от медицины.

— Два года напряженной работы. По графику госпитализация в Новгородскую областную детскую больницу и специализированную клинику Санкт-Петербурга, постоянные курсы занятий с дефектологами и логопедами. Я ищу разные методики и адаптирую их под нашу ситуацию, — делится наработками мама особенного мальчика. — Сейчас Гриша понимает нас и говорит. Осмысленно говорит. Он выражает эмоции и собственное мнение. Мы идем от того, что уже есть: если говорит, но ему не хватает звуков — мы их достраиваем, не говорит — ищем, от какого звука оттолкнуться. И так день за днем...

Татьяна отмечает, что благодаря усилиям многих людей удалось искусственно создать интеллект ребенка. И Даниловы приступили к подготовке Гриши в школу:

— Случается, что от рождения здоровые дети в результате того, что с ними не занимаются, к школе начинают отставать в развитии и идут в коррекционный класс. А бывает, что ребенок-инвалид, даже с очень серьезным диагнозом, если приложить усилия, вырвется из плена болезни. В школу мы планируем отдать Гришу в восемь лет. И только от нас зависит, по какой программе он будет обучаться — VIII, VII видов или в обычном общеобразовательном классе.

Вместо заключения

Пожар, конечно, больно ударил по Даниловым. Но они не опустили руки. Алексей уже соорудил сарай для скота и птицы. На фундаменте, который только и сохранился от избы, глава семьи намерен поставить хлев. И дом будет заново отстраивать — на взятом в аренду соседнем участке.

Фото из архива Даниловых