Пятница, 22 ноября 2024

Редакция

Наука любить

Сказки часто заканчиваются словами: «И жили они долго и счастливо»

В жизни, увы, всё не так просто. Что мешает современным парам быть счастливыми, рассказала семейный психолог, руководитель НРОО «Мудрость женщины» Анастасия КОЧНЕВА.

— Анастасия Михайловна, кто обычно приходит к вам на приём?
— Бывают семейные пары, но чаще мы работаем с женщинами, потому что не все мужчины готовы прийти к психологу. Тут важно отметить, что в случае если жена притащит сопротивляющегося супруга к специалисту, ничего хорошего из этого не получится. Люди должны быть готовы к изменениям в своей жизни, они должны прийти сами.

— Если говорить о самых распространенных проблемах семей, то это будут...
— Измены и ситуации, когда жена устала всё тащить на себе. Либо муж ничего не делает по дому, приходит с работы и лежит на диване, либо он вообще не работает, и женщине приходится самой обеспечивать семью. Но в целом все проблемы возникают потому, что люди не знают основ семьи и брака. У нас этому нигде не учат, и при создании семьи людям приходится ориентироваться на шаблоны, которые они видели в кино, по телевизору, в Интернете. Часто страсть путают с любовью. Пары начинают строить отношения, не зная законов, по которым это нужно делать.

— И что это за законы?
— Скажем, иерархия в семье. Я не говорю, что женщина должна всё время молчать и покорно следовать за супругом. Но у обоих партнеров должны быть свои обязанности, сферы ответственности, и они не пересекаются. Муж — глава семьи, потом идёт жена, потом дети. А как у нас обычно бывает? Часто главными становятся малыши, и родители стараются сделать всё, чтобы они были довольны, выполняют все их капризы. Но в конечном итоге такая модель семьи ведет либо к разводу, либо к больным, уродливым отношениям, а дети вырастают не приспособленными к жизни. Другой вариант — дама решает быть сильной, взваливает всё на себя, пытается изменить мужа. Но другого человека нельзя переделать. Что в итоге? Женщина будет истощена морально и физически, брак может разрушиться. С тем же подходом к отношениям она начнёт новые и... придёт к выводу, что «все мужики — козлы».

— Выходит, что традиционная модель семьи сейчас подвергается испытаниям?
— Она уже практически уничтожена, и статистика это подтверждает: в прошлом году в Новгородской области на 100 браков приходилось 63 развода. Это вопрос пропаганды. Что нам твердят? Жить надо в кайф, жить надо для себя. Отсюда эгоистичный подход к выбору спутника жизни и попытки его переделать, чтоб с ним было комфортно. Муж и жена — это одна команда, они должны действовать заодно, но мало кто это понимает. Традиционную модель семьи сейчас пытаются представить как нечто устаревшее и ужасное. Чтобы что-то изменилось, нужно обращать внимание на то, какие нравственные ценности у нас пропагандируются, причём делать это на правительственном уровне.

— Психолог может помочь в любой ситуации или есть случаи, когда проще развестись и не мучить друг друга?
— Да, бывает такое. Например, когда женщина при встрече с кем-то сама додумывает образ и влюбляется, а потом оказывается, что реальный человек не похож на то, что она представляла. Или когда люди привыкли учитывать только свои желания, их это устраивает, и меняться они не намерены. Скажем, мужчина периодически изменяет жене и не видит в этом ничего страшного. Есть ли смысл сохранять брак в таком случае? Тут надо разбирать каждую ситуацию индивидуально.

— Как вы пришли к тому, чтобы консультировать семьи?
— Первое образование у меня экономическое. Но ко мне всегда обращались за помощью в решении семейных вопросов. В какой-то момент поняла: мне не хватает компетенции, чтобы помочь людям. Поэтому получила второе образование — психологическое. Кроме того, сейчас я еще занимаюсь православной психологией.

— Работа с верующими семьями чем-то отличается?
— Да. Подчеркну: мы сейчас не о тех людях, кто просто отмечает Рождество и Пасху или бывает в церкви два раза в год, а о тех, для которых вера — это значительная часть жизни. Обычный психолог, как они говорят, мирской, им не поможет. У них совсем другие ценности, другое мышление. Я не скажу, что у них нет эгоизма, но они знают об этом и готовы с этим работать.