Четверг, 26 декабря 2024

Елена Кузьмина

Полный пакет

Теперь федеральное законодательство исходит из принципа: есть человек – есть мусор

Платить за вывоз мусора будет каждый

В региональной отрасли сбора и переработки отходов сменилась эпоха. По-другому не скажешь. После внесения масштабных изменений в федеральное законодательство в Новгородской области, как и на территории всей страны, вывозить мусор с контейнерных площадок у домов, официальных учреждений и бизнеса будут только региональные операторы. Аналог Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, но занимается только отходами.

 

На конкурсе по отбору операторов победу одержали три компании — «Экосити», «Экосервис» и «Спецтранс». Каждая из них обслуживает «свою» территориальную зону, состоящую из нескольких районов. Новгородская область из соображений логистики поделена на четыре зоны — №№ 1, 2, 3 и 4. Регоператоры запускают на них свою работу постепенно.

Горячее лето 2018-го

Раньше всех — с 1 мая — к своим обязанностям приступила «Экосити» в четвёртой зоне, в которую входят Великий Новгород, Новгородский, Маловишерский, Чудовский, Батецкий и Любытинский районы. «Спецтранс», которому досталась первая зона (Окуловский, Боровичский, Хвойнинский, Мошенской и Пестовский районы), начал работать с 1 июня. «Экосервис» во второй зоне (Крестецкий, Валдайский и Демянский районы) стартовал 1 июля. Осталось запустить третью зону, в которую входят Шимский, Солецкий, Волотовский, Старорусский, Парфинский, Поддорский, Марёвский и Холмский районы. Подготовка к этому идёт. Крайний срок — 1 января 2019 года, когда система должна заработать по всей стране.

Принципиальное отличие прежней системы организации вывоза отходов от новой в том, что раньше у нас с вами — собственников частных домов и квартир — была возможность нехорошего манёвра. Мусор производили все, а платили за него — самые честные. Если у обитателей многоквартирных домов большого выбора не было — плату взимали управляющие компании, товарищества собственников жилья не с количества проживающих, как сейчас, а в зависимости от площади жилья, то в частном секторе царила анархия. Законодательно заставить людей платить за вывоз отходов было нельзя, и мусорные пакетики выносились куда душа пожелает: к контейнерным площадкам многоквартирных домов либо просто выбрасывались в кусты у дороги и т.д.

Теперь федеральное законодательство стало исходить из принципа: есть человек — есть мусор. Все мы едим, пьём, делаем покупки, а значит, не можем не производить отходы, которые надо не выбрасывать, а правильно утилизировать. А это стоит денег. Поэтому те, кто поспешит заявить, что никакого договора с регоператором не заключал и с него не имеют права взыскать оплату, сильно ошибается. По новым правилам договор с оператором является публичным, т.е., чтобы он имел законодательную силу, его необязательно подписывать. Он действителен с момента начала оказания услуги. И даже если вы живёте в покосившейся избе на окраине полуопустевшей деревни, регоператор имеет полное право выставить вам счёт. Если, конечно, вывез мусор.

— Основные трудности, с которыми столкнулись операторы, — недостаточная обеспеченность мусорными контейнерами и нехватка данных для подготовки абонентской базы, — рассказывает Вероника БАБАНОВА, главный специалист-эксперт министерства строительства и ЖКХ Новгородской области. — Сейчас компании решают эти проблемы, направляют запросы в налоговую службу, Росреестр, где есть информация о собственниках жилья, количестве проживающих. Контейнеры, которых очень мало в сельской местности, можно заменить на плотные мешки.

«Что это за квитанции?»

Несмотря на то, что разговоры о приходе регоператоров, изменении законодательства ведутся последние два года и местные власти получили поручение от областных провести разъяснительную работу среди населения, с начала лета большая часть жителей региона оказалась в положении людей, которых жареный петух клюнул в известное место. Новшества стали для них полной неожиданностью. Как, к примеру, для одной из наших читательниц, которая проживает отнюдь не в отдалённой деревне, а в посёлке.

— Не было ни объявлений в подъезде, ни сходов на улице, ничего и нигде, — посетовала она.

Самые добросовестные, разумеется, стали искать и находить телефоны своего регионального оператора. И именно поэтому, например, на минувшей неделе мы на протяжении нескольких дней не могли дозвониться в «Спецтранс» ни по одному из указанных на сайте номеров. Как пояснил заместитель директора Дмитрий КОМЕЛЬКОВ, эти дни стали адом для диспетчеров, которым поступало больше тысячи звонков в день от обеспокоенных людей.

— Люди не только звонили и приходили к нам в офис, — рассказывает Комельков. — Основной вопрос звучал примерно так: «Что это за квитанции вы нам прислали?». И всё это — после десятков встреч, сходов и собраний.

Соответственно собственники жилья начали получать первые квитанции с указанием суммы оплаты за услуги по вывозу мусора. Если раньше эти расходы были спрятаны в строке «Содержание и ремонт общедомового имущества», то теперь, согласно федеральному законодательству, управляющие компании и расчётно-кассовые центры при выставлении счёта обязаны исключить эти расходы и выделить им отдельную строчку, чтобы потребители смогли видеть, сколько они платят. Разумеется, сумма в строке «Содержание и ремонт» должна уменьшиться.

— Если этого не произошло, — это повод обратиться в управляющую компанию, — говорит Вероника Бабанова. — Специалисты управляющей компании должны проверить, правильно ли они сделали расчёты.

Как раз такая неприятность случилась с одной из наших читательниц. Она сообщила, что проживает в Окуловском районе и сумма, указанная в статье «Содержание и ремонт» в июльской квитанции, не отличалась от майской версии — всё те же 600 рублей.

— Мы позвонили в управляющую компанию, и оказалось, что как раз в июне её руководство решило поднять цены на свои услуги, — рассказала женщина. — И нам объяснили, что стоимость услуг не менялась целых семь лет, цены изменились, инфляция выросла, а они решили ввести новый тариф. Правда, забыли об этом предупредить нас — не было ни встречи с жильцами, ни объявления в подъезде.

А самое главное — общего собрания собственников жилья, без которых подобные решения УК принять не может, гласит Жилищный кодекс РФ. Так что у них есть железное право написать претензию или жалобу в жилищный комитет.

Всё придёт в норму

Впрочем, первые квитанции пришли ещё далеко не всем. К примеру, у «Спецтранса» абонентская база составляет 55 тысяч лицевых счетов, открытых для частных домов и квартир. И это без учёта организаций. Платёжки за июнь пока отправили 40 тысячам.

— Только в апреле нам установили тариф, с 1 июня мы начали работать, и переходный период был слишком коротким, — говорит Комельков. — Так что часть наших потребителей могут получить квитанции несколько позже, но это не значит, что им придётся платить пени или штрафы. Для нас всё впервые, инструкций на такой случай нет, но со временем всё придет в норму, квитанции будут приходить вовремя и с корректными данными, чтобы люди могли оплатить услуги до 25 числа месяца. Средний чек за услуги по вывозу отходов составляет 90 рублей.

Пообщаться с представителями двух других операторов, несмотря на нашу настойчивость, так и не удалось. Управляющий в обеих компаниях один — Станислав Уткин, и, видимо, в «Экосити» сейчас усиленно готовятся к старту работ в третьей зоне.

Фото Владимира МАЛЫГИНА