Про личное подсобное хозяйство, а затем и про экоферму «Добрый Тим» «НВ» неоднократно писали. Теперь же фермер Тимофей ВАНИН смотрит в сторону Санкт-Петербурга, жителям которого, по его словам, есть что предложить...
А всё началось с того, что в 2010 году Тимофей сменил офис на деревню Лукинщина, где, поддавшись на рассказы друга-предпринимателя, решил начать выращивать домашнюю птицу.
— Практических навыков не было никаких. Но имелся большой опыт продаж. И я, исходя из своих знаний и информации в Интернете о курах, утках, гусях, составил бизнес-план. Но он рухнул буквально сразу после того, как мы закупили первых птенцов. Потому что информация из Сети и реальная действительность не совпали. Так, на сайтах писали, что гусенок в день 100 граммов корма съедает, а по факту оказалось — 150. То есть перебор в неделю — в пять килограммов, а за месяц — 150 килограммов! И таких нестыковок было много, — вспоминает, стоя за стойкой купеческой лавки, Тимофей. — В общем, путем проб и ошибок набирались ума-разума. Признаюсь, первый год было очень тяжело. Но выдержали, не свернули дело.
— Вы даже в те непростые для вашего бизнеса времена отказывались от предложений оптовиков закупать у вас птицу большими партиями. Почему?
— Потому что они предлагали невыгодные условия — отдавать продукцию мы должны были почти по себестоимости. То есть для нас работа на ферме была бы только ради работы, а не заработка. Мы начали формировать свою клиентскую базу, предложив новгородцам доставку охлажденного мяса птицы на дом. И стали появляться постоянные клиенты.
— Но ведь фермерская продукция — не из дешевых...
— Позволить ее себе могут либо сами производители — так называемое натуральное потребление, либо люди с доходами выше среднего. Надо сказать, что до кризиса 2014 года покупательская способность была приличная, и мы в неделю продавали порядка 150 голов птицы. А потом начался спад. Причем, как показала практика, в Новгороде состояние определенного процента людей складывалось, да и сейчас еще складывается, из денег, получаемых за сдачу внаем помещений. То есть сами они ничего не производят, но при этом неплохо живут. И таких вот арендодателей среди наших клиентов на начальном этапе было много, ну а потом, по понятным причинам, количество их стало сокращаться. И с одной стороны, это плохо для моего бизнеса, а с другой — хорошо вообще для предпринимательства в Новгороде, поскольку кризис заставляет шевелиться и становиться гибкими даже самых ленивых.
Что же касается бройлеров, уток, гусей, перепелов, то реализация упала до 50–60 голов в неделю. И мы начали искать другие варианты.
— Имеете в виду производство полуфабрикатов?
— Да. В нашем регионе рынок таких товаров — большой. Покупатель имеет возможность выбирать. И, казалось бы, есть уже весь спектр продукции. Однако мы решили-таки рискнуть и предложили клиентам пельмени, манты, хинкали, вареники по домашним рецептам — такие, как раньше делали почти в каждой семье: из качественного сырья и без химии. Сейчас — бешеный ритм жизни, и многие даже выходные дни проводят на работе. Порой нет лишнего часа на отдых с родственниками, не то что на лепку пельменей. Мы экономим время новгородцев, доставляя к их столу упаковки полуфабрикатов.
— Кроме доставки по адресам, вы торгуете еще и в стационарном магазине. Это выгоднее?
— Спорный вопрос. Но точно подсчитано, что в лавке продажи выше, чем когда клиенты приезжают на ферму. Потому что новгородцы избалованы изобилием торговых точек в шаговой доступности, и им, в отличие от жителей мегаполисов, 20 километров за город кажутся огромным расстоянием.
Однако организация стационарной торговли — это отдельный разговор. И в ней, как и в случае с началом фермерства, Интернет не поможет. Нет готовых решений, как открыть магазин, чтобы он сразу начал давать прибыль. У каждого бизнесмена — своя ситуация, и варианты ее развития могут быть разные. Мы за последние годы по нескольким адресам начинали торговлю. И ошибались — в месторасположении, подъездных путях, парковке, партнерах, аренде и субаренде и даже в выборе ступеней при входе. Столько шишек набили и денег потеряли! Но к пятому переезду наконец-то набрались опыта. И теперь, тьфу-тьфу, чтобы не сглазить, кажется, всё учли. Лавка — в центре города, куда покупатели добираются без проблем из всех микрорайонов. Следующим шагом будет выкуп в собственность помещения под магазин.
— Название звучное: «Лавка купца Ванина». Вы — купеческих кровей?
— Прадед был купцом. Мама рассказывала мне, а ей — ее мама, что где-то в районе современной улицы Псковской он держал хлебную лавку. И дело шло хорошо, пока прадеда не раскулачили. К сожалению, это всё, что мне известно. Возможно, какие-то сведения были в городском архиве, однако во время Великой Отечественной войны большая часть документов сгорела. Но думаю, что предпринимательская жилка мне точно от него досталась.
— А хлеб, которым торгуете у себя в лавке, случайно не по рецептам прадеда?
— Нет, в семье их не сохранили. Но сейчас не проблема найти, причем не в Интернете, русские рецепты. Хлебом у меня супруга занимается — как и встарь, делает опару, используя только натуральные ингредиенты. Полный процесс изготовления длится до 22 часов. Она хлеб небольшими партиями печет — раскупается он быстро.
— Вы не берете на работу людей, имеющих опыт предпринимательства. Думаете, что если у них что-то не получилось в своем бизнесе, не справятся и у вас?
— Напротив, уверен, что отлично справятся. А не беру потому, что знаю на собственном примере: человек, трудившийся на себя, глотнувший предпринимательской свободы, будет к ней тянуться в любом случае. Даже если у него что-то пошло не так и он вынужден стать наемным сотрудником, через какое-то время наберется сил, поверит в себя и снова рванет на вольные хлеба. Мне же как работодателю не выгоден такой специалист.
— Ферма по выращиванию домашней птицы — дело прошлое?
— Ни в коем случае. Небольшое поголовье мы держим и сейчас и по-прежнему развозим охлажденное мясо по заказам. Я бы сказал, что этот проект в настоящее время — в процессе перезапуска. Дело в том, что мы выходим на рынок Санкт-Петербурга. Часто бываю в Северной столице, изучал, как там обстоят дела с реализацией фермерских товаров. Так вот, магазинов, вывески которых гласят, что в них продаются экопродукты, много. Но фактически фермерские товары там отсутствуют. То есть, пользуясь популярностью здорового питания, народу подсовывают за немалые деньги и под этикетками крестьянско-фермерских или личных подсобных хозяйств обычные товары, которые и в супермаркетах можно найти. И сходит это с рук обманщикам, как мне кажется, потому, что у большинства жителей мегаполиса нет большого опыта и возможности сравнивать качество, скажем, настоящего творога, произведенного из коровьего молока, и так называемого творожного продукта.
В ближайшие два месяца мы запустим в Питере интернет-магазин по продаже наших полуфабрикатов и мяса птицы, а также продуктов партнеров — других новгородских фермеров. В октябре-ноябре планируем открыть стационарную торговую точку. Предполагаются и склад хранения в городе на Неве, и доставка заказов по адресам. Да, это для нас — затратный шаг, и я понимаю, что пока не стоит рассчитывать на прибыль. Мы, как и когда-то в Новгороде, будем клиентскую базу формировать, работать на имя купца Ванина.
— В перспективе — сеть купеческих лавок?
— Да.
— Но расширение дела потребует инвестиций...
— Вы правы. Расширение зоны торговли — новое для нас дело. Когда отработаем все его этапы, наладим схему действий, готовый для тиражирования проект предложим инвесторам. Я не сторонник поддержки стартапов, потому что идея у новичка может быть и хорошей, но он её, возможно, и не реализует — из-за отсутствия опыта ведения бизнеса. Инвесторам, по моему мнению, целесообразнее вкладываться в уже действующий механизм. Который мы им и предложим.