Он награждён медалью «За отвагу». Ему посвящена поэма. Но могила его была заброшена и подвиг позабыт...
Сегодня имя Ивана Васильевича Липатова известно немногим — тем, кто увлекается военной историей и в деталях знаком с событиями Демянской наступательной операции наших войск 1942 года. Как следует из архивных данных, сосредоточившись в районе деревни Маята, в ночь с 6 на 7 января 1942 года 188-я стрелковая дивизия повела наступление в направлении Старой Руссы, в том числе по льду озера Ильмень, форсировала реки Пола, Ловать, Редья, освободила деревни Подборовье, Талыгино, Анишино, Иванково, Лысково, Красково, Крюково, овладела железнодорожной платформой Анишино, перерезала железную дорогу Старая Русса — Лычково и две шоссейные дороги, связывающие город с деревнями Лычково и Залучье...
Подвиг совершил батальон 595-го стрелкового полка 188-й стрелковой дивизии под командованием капитана А.Ф. Величко — в сопровождении местного крестьянина Ивана Васильевича Липатова он ворвался с запада в Старую Руссу и двое суток вел там неравный бой с превосходящими силами вражеской пехоты при поддержке артиллерии.
«Добрались война и горе до деревни Маята...»
Краткие строки документальной хроники, в которых упомянуто имя старика-проводника. Возможно, никто бы и не придал им большого значения — ведь сколько в годы Великой Отечественной войны было таких вот добровольных помощников нашим войскам(!), если бы не корреспондент газеты «За Родину!» Северо-Западного фронта Михаил Матусовский (тот самый известный в СССР поэт-песенник. — Прим. авт.), который посвятил поэму «Дед» жителю парфинской деревушки Маята.
— Всё началось с того, что стал искать в Интернете информацию про озеро Ильмень, поскольку я — рыбак, — рассказывает житель поселка Пролетарий Новгородского района Константин ПОЛИКТЕЕВ. — И Сеть с щедростью выдала мне несколько тысяч ответов, выбирай по душе, который нравится. Посмотрел, но ничего стоящего по моей теме не нашел. Зато заметил ссылку на сборник стихов Михаила Матусовского «Когда шумит Ильмень-озеро». Начал просто из любопытства пробегать глазами, и в одном из текстов зацепился за фамилию Липатов и деревню Маята. В этой деревне жила моя мама, а Липатовы были соседями...
Найти и помнить
Константин вернулся в начало поэмы, которая называлась «Дед», и внимательно ее перечитал. В ней рассказывается, как колхозник Иван Васильевич Липатов в годы войны провёл тайными тропами батальон капитана Величко под Старую Руссу, за что и был награжден медалью «За отвагу».
— Мне стало интересно то, что был конкретный человек, живший недалеко, был его подвиг, о котором сегодня, к сожалению, никто и не вспоминает, — сетует Константин.
Поликтеев стал опрашивать выходцев из Маяты и других близлежащих деревень. Однако никто ничего не знал про Липатова. И тогда он сам поехал на место. Но поскольку Маята давно уже не жилая деревня, то Константин обратился с расспросами в соседние Лажины Парфинского района. И по крупицам стали собираться сведения. Так, удалось выяснить, что дом, в котором когда-то жил дед Липатов, сохранился, правда, был перенесен в поселок Пролетарий. Удалось исследователю найти и могилу Ивана Васильевича.
— Точнее, то, что от нее осталось. Ржавый кривой крест без какой-либо информации, рядом — свалка. Бросил тогда в сердцах: вот так почитание героя Великой Отечественной войны и героя поэмы! — продолжает разговор собеседник. — Стыдно стало за власть и местных жителей. Я потом не один месяц призывал к совести администрацию Федорковского сельского поселения, в состав которого входят Лажины. Но поддержку получил лишь от фельдшера Ларисы Николаевны Ивановой и библиотекаря Лидии Алексеевны Масенковой, да Лажинский ТОС частично помог деньгами на приведение в порядок могилы.
Константин Поликтеев на свои средства заказал надгробие, табличку с фотографией деда Липатова, которую удалось найти в изданной в 1989 году книге И.Н. Вязинина «Дети Отчизны одной». И 19 июля этого года на кладбище в Лажинах была-таки облагорожена могила и установлена памятная доска.
Поликтеев заверяет, что обязательно будет присматривать за могилой. И продолжит искать информацию о жизни деда Липатова. Потому что еще не на все вопросы есть ответы:
— Рядом с Иваном Васильевичем, судя по надписи, похоронен и его сын. А в тексте поэмы Матусовского речь идет о двух детях. Если было два сына, как сложилась судьба второго? Конечно, нужно обратиться в архивы, но дело в том, что запросы такого характера могут отправлять только члены семьи. Но пока никто официально не подтвердил родство с Иваном Васильевичем Липатовым. Так что стану и дальше продолжать мое расследование.
«...Ночь в пути бойцов настигла,
Нужно людям на ночлег.
Видят хлопцы: свет в окошках,
Славно курится труба,
И стоит на курьих ножках
Деревянная изба.
Расстегнули хлопцы каски,
Сняли шапки со звездой,
Перед ними, словно в сказке,
На пороге — дед седой.
«Ваше дело фронтовое,
И опять же зимний путь...
Нас в избе с хозяйкой двое,
Потеснимся как-нибудь...».
«...В сумке — хлеб, под мышкой — лыжи,
Все прилажено к пути.
«Как бы нам быстрей и ближе
Через озеро пройти?
Где в лесу отыщешь метку —
Нет ни тропки, ни межи».
Командир достал планшетку:
«На вот карту, покажи!» —
«Что касается масштаба,
Я по картам не мастак.
Пусть меня отпустит баба,
Проведу вас просто так...».
«...Генерал не очень молод,
Сам волнуется слегка
И солдатскою медалью
Награждает старика.
То ль её натёрли мелом,
То ль ещё каким добром,
Но она сияет белым,
Чистосортным серебром.
Тут нетрудно растеряться
И ответить невпопад.
Дед чеканит:
«Рад стараться!» —
Как солдаты говорят...».