Четверг, 19 декабря 2024

Елена Кузьмина

Китайский дневник,

Вход в храм трёх Су — Су Сюня, Су Ши, Су Чжэ, китайских литераторов

Фото: автора

или Что нужно знать, если вы решили отправиться в Поднебесную

Я никогда не была в Китае. Хотя китайского в моей жизни гораздо больше, чем кажется. Мой мобильник собрали там, холодильник — тоже, посудомоечную и стиральную машины... Но представление об этой стране я имею весьма смутное. Как и многие россияне. Счастливая возможность ликвидировать этот пробел появилась, когда Генеральное консульство КНР в Санкт-Петербурге организовало для журналистов Северо-Запада пресс-тур в Китай. Участницей этой сентябрьской полуторанедельной поездки я и стала. До сих пор прихожу в себя. Между Питером и Пекином лёту около восьми часов, но вернулась я с ощущением, что побывала на другой планете.

Не Хайнанем единым

Помимо традиционно популярного у соотечественников Пекина одним из излюбленных направлений для поездок россиян в Китай сейчас является Хайнань. Это южная провинция КНР с одноимённым тропическим островом в Южно-Китайском море — туристическим центром не только Китая, но всей Азии.

Но не только хайнаньские пляжи могут заинтересовать российского путешественника. Чуть дальше к северо-западу он найдёт на карте город Чэнду, из которого десять российских журналистов во главе с переводчицей Даян и начали своё путешествие по Поднебесной.

На одном из перекрёстков Чэнду

Чэнду — столица провинции Сычуань. Этот мегаполис, в котором живут 16 млн. человек, вряд ли поразит путешественников своей архитектурой. Особенно если они ценят вычурность питерского барокко, колоннады и портики классицизма. Высотки из стекла, железа и бетона, которые в пасмурный день почти сливаются с серым небом и тонут в смоге, — вот что вы увидите.

В этом лесу небоскрёбов, опутанном многоуровневыми автомобильными развязками, изредка можно встретить загогулину традиционной китайской пагоды или обносившиеся стены старых многоэтажек, очень похожих на российские панельки и хрущёвки. Да и те постепенно исчезают, уступая место более высоким и современным зданиям. С каменными джунглями конкурируют скверы, парки, тротуары с аккуратно подстриженными кустарниками, деревьями и клумбами. И конкурируют весьма успешно. Выстриженные садовниками кусты самой причудливой формы здесь растут даже под автомобильными развязками. Ну а вечером вы увидите другой Чэнду — очнувшийся от дневной размеренности и сверкающий огнями вывесок, иллюминаций, фонарей, светофоров и автомобильных фар.

Увидеть панду

После прогулки по городу у туриста может быть несколько развлечений в Чэнду, и первое — посещение научно-исследовательского центра по разведению гигантских панд. Здесь панды живут в условиях, максимально приближенных к естественным, — в просторных вольерах, засаженных деревьями и усеянных валунами.

Большие панды в диких условиях обитают только в Китае, где создали несколько центров по разведению этих животных, чтобы спасти их от вымирания. Сейчас в КНР насчитывается чуть более 2000 животных. В заповеднике Чэнду находится около 200.

Говорят, чтобы увидеть этих чёрно-белых медведей, очень похожих на грустных клоунов, бодрствующими, лучше приезжать утром. В остальное время они любят поспать. Туристы это понимают, поэтому с утра в кассы заповедника выстраиваются длинные очереди, и по его дорожкам шествуют отряды желающих умилиться, наблюдая, как панда меланхолично ест спаржу, как панда дремлет на дереве, негостеприимно повернувшись к туристам мягким местом, чешется или сонно всматривается в толпу путешественников, уставившихся на неё сотнями влюблённых глаз.

Львы-стражи охраняют вход в дом

После заповедника можно отправиться на прогулку по Широкому и Узкому переулкам (Куан Чжай Сьян Цзы), чтобы увидеть, каким Чэнду был более трёх веков назад. Это оазис традиционной китайской архитектуры в современном городе. Когда-то большинство зданий здесь были жилыми домами или храмами. Сейчас их занимают сувенирные магазины, кафе, рестораны, всевозможные лавочки... И почти у каждых ворот перед высоким порогом, наступать на который в Китае считается проявлением неуважения к хозяевам дома и к самому себе, стоят одни из главных символов Поднебесной — парные скульптуры львов-стражей, охраняющих вход от нечисти.

Самовар по-китайски

В 2011 году ЮНЕСКО объявило Чэнду городом гастрономии не случайно. Сычуань славится острой кухней, которую способен выдержать не каждый желудок. И показательно, что на ужине с представителями канцелярии иностранных дел провинции Сычуань наш разговор вертелся в основном не вокруг экономических связей между Чэнду и его побратимом Санкт-Петербургом, а вокруг любви сычуаньцев к специям и особенно — к перцу. Один из главных сувениров в Сычуани — это пакетик с чили.

Всевозможные супы, овощи, мясо, соусы, приправленные большим количеством различных разновидностей перца, всегда есть на китайском столе. Послабление делается только для детей, но и те с малых лет привыкают к огненной еде. И это ни в коем случае не преувеличение! Автор этих строк как ни старалась, но смогла съесть полностью далеко не всё, что положили на её тарелку, а после большинства блюд чувствовала себя как огнедышащий дракон.

По мнению жителей Китая, острая пища способствует пищеварению и увеличивает выделение пищеварительных соков. Китаянки считают, что именно благодаря острой еде они могут похвастаться очень хорошей, чистой кожей.

Главная миссия любого уважающего себя туриста в Сычуани — побывать в ресторане, где готовят на китайских самоварах. Их называют хого, что означает огненный котёл. Если русские самовары предназначены для приготовления чая, то в Китае их используют для приготовления овощей, мяса, лапши, пельменей... По сути это большая кастрюля, которая имеет встроенную печь для постоянного разогрева пищи. Название «хого» получила и еда, которую готовят на таком самоваре.

Панды предпочитают спаржу

Современные версии хого в Китае сильно отличаются от традиционных. Каждый стол в ресторанах, где готовят на самоваре, уже оснащен общей встроенной электрической плитой. Впрочем, в VIP-комнатах можно встретить большие столы, на которых есть несколько таких плит — персонально для каждого гостя.

Официант приносит чан с несколькими отделениями, в каждом из которых бульон разной степени перчёности и тарелки с мясом, нарезанным тонкими полосками, овощами, грибами, крабовыми палочками, лапшой... Как только вода закипит, посетитель может опускать всё это по очереди в бульон. Готовую еду стоит есть, обмакивая в масло с приправами: луком, чесноком, арахисом. Они обволакивают еду и делают её менее острой.

Кстати, не удивляйтесь, если попадёте в ситуацию, в которой оказался один из моих коллег. Как-то раз, кашляя и давясь после пары ложек острого китайского супчика, он попросил принести воды. Когда через минуту предупредительная официантка поставила перед ним стакан горячей воды, от которой шёл пар, он взглядом мученика обвёл стол.

— Они издеваются, что ли? Я весь от перца горю, а мне кипятка принесли? — страдальчески вопросил он.

Нет, не издеваются. Наоборот — правильно делают. Лучшее спасение от горечи во рту — горячая вода или чай. К слову, китайцы в принципе любят пить горячую воду, и большинство из них постоянно носят с собой термос. Даже президент Юго-Западного нефтяного университета Ху Фэй пришла на встречу с российскими журналистами с небольшим термосом. Горячая вода, по мнению китайцев, тоже очень полезна для пищеварения.

(Продолжение следует).