Понедельник, 23 декабря 2024

Елена Кузьмина

Китайский дневник,

Чайная церемония — особый ритуал. Главное — соединиться с энергией напитка

Фото: автора

или Что нужно знать, если вы решили отправиться в Поднебесную

В предыдущем выпуске (№14 от 3.10.2018 г.) мы немного поговорили о традиционной китайской кухне и ничего не сказали о чае, а Китай без него уже не Китай. Там это такой же национальный напиток, как русская водка. И посвятить ему приличную часть материала по итогам сентябрьского пресс-тура корреспондента «НВ» в КНР обязательно надо.

Самое чайное место

Самым чайным регионом Поднебесной можно считать провинцию Фуцзянь. В первую очередь потому, что именно здесь неподалеку от посёлка Сямэй сотни лет назад начинался чайный путь, который затем вливался в Великий шелковый. Высушенные чайные листья отправлялись через Монголию в Россию и дальше в Европу.

Сямэй — не просто посёлок. Это почти музей под открытым небом с узкими мощёными улицами, речкой, журчащей по когда-то широкому руслу, старинными храмами и домами, построенными во времена династии Цин, правившей с 1644 по 1912 годы. Почему почти? Потому что здесь нет смотрителей и табличек «руками не трогать». В Сямэе и сегодня живут люди, большинство которых продолжают дело своих предков и занимаются производством чая.

Но Фуцзянь — это ещё и родина одного из самых дорогих и редких сортов китайского чая да хун пао. В переводе с китайского – «большой красный халат». По легенде, чай получил своё название в 1385 году, после того как студент Дин Сянь, отправившись на императорские экзамены, получил тепловой удар. Его вылечили монахи, предложив ему тот самый чай, который потом стали называть да хун пао. Дин Сянь успешно сдал экзамен и получил высокую должность, которой соответствовал красный халат. Бывший студент решил в благодарность подарить монаху красный халат с изображением дракона, но тот от дара отказался, и Дин Сянь подарил халат кустам чая.

С да хун пао связано немало разных баек и легенд. К примеру, как-то упаковку этого напитка подарили американскому президенту Ричарду Никсону. Но он не оценил его вкусовых качеств, якобы назвав «вонючей травой». Получил в подарок да хун пао и российский президент Владимир Путин во время одной из встреч с китайским лидером Си Цзинпином. К сожалению, его отзывы о древнем напитке в прессу не попали.

Восемь граммов удовольствия

Да хун пао является так называемым утёсным чаем, выращенным под горами. Он растёт на особой почве, которая во время дождя смывается с горы вниз. Считается, что состав грунта – как и солнечный свет – влияет на качество чая. Якобы даже время суток, когда солнце освещает чайные кусты, может сказаться на вкусе напитка. И местные жители могут отличить чай, росший под утренним светом, от чая, выросшего под вечерними лучами солнца.

В Фуцзяни чай растет на Уйишаньских горах и под ними. Ценители утверждают, что в нем присутствуют сладковатые ноты – ванили, ирисок, конфет. Правда, кто-то учуял в да хун пао и запахи земли и копчёностей. Учитывая, что у «большого красного халата» существует несколько сотен разновидностей, отзывы отведавших его могут быть очень непохожими.

Всё это совсем не значит, что рядовому путешественнику да хун пао не по карману, — в массовую продажу поступает чай с потомков материнских тысячелетних кустов. Он дешевле. Однако в Китае, как и везде, работает негласный закон: в популярных туристических местах все сувениры, в том числе и чай, стоят гораздо дороже. Хотите сэкономить? Идите в супермаркет. Вопрос только в том, каким будет качество чая из такого магазина.

Автор этих строк приобрела да хун пао от трёх разных производителей. В одной из сямэйских лавочек, где за один восьмиграммовый пакетик я выложила страшные деньги – 25 юаней (более 250 рублей), в магазине чайного завода в городе Уйишань 20-граммовую банку за 26 юаней, и наконец, в супермаркете в Наньнине – 50-граммовую упаковку за 33 юаня.

Отражается ли разница в цене на качестве чая? Да. По крайней мере внешне. Дорогой чай из Сямэя и Уйишаня выглядел именно так, как и должен выглядеть да хун пао – крупные, цельные, скрученные вокруг своей оси темно-зелёные листья. Листочек к листочку, ни соринки. Даже заваривать жалко. Чай из супермаркета имел и другой цвет, и размер. В нем попадалась труха.

С ароматом водорослей

Что сказать о вкусе? С этим сложнее, чай я люблю, но гурманом меня точно не назовёшь. Ни ноток ванили, ни тем более конфет не почувствовала ни в одном из да хун пао. Ароматов копчёностей и земли тоже. Но и «вонючей травой» назвать его не могу.

Запах листьев моего да хун пао очень напоминает запах водорослей нори, которые используют для приготовления роллов в японских ресторанах, и в нем действительно присутствуют сладковатые, слегка кислые нотки. У заваренного чая вкус умеренно терпкий. Цвет трудно назвать насыщенным – у да хун пао светлый, медовый оттенок. Он вряд ли разбудит вас утром, но если хочется осенним вечером завернуться в плед и уединиться с книжкой в одной руке и горячей чашкой в другой, да хун пао для вас.

В посёлке Сямэй, жители которого занимаются производством чая, как в музее под открытым небом

Хотя настоящие китайские ценители чая вряд ли оценят такие советы. Чаепитие в Поднебесной – особый ритуал, а порой и спектакль, в котором каждое движение его мастера имеет свой смысл. Прихлебывать чай, уставившись в книгу, — нарушение всех канонов. Никаких вкусняшек, сахара, булки с вареньем и включённого телевизора! Ничто не должно отвлекать ваши вкусовые рецепторы.

Чайная церемония необходима лишь во вторую очередь для того, чтобы утолить жажду. Крошечные, почти игрушечные пиалы в китайском чайном наборе, которых привыкшему к иным объёмам русскому путешественнику хватит на один глоток, созданы для другого. Не пытайтесь опрокинуть чашечку, как стопку с водкой. Попробуйте сосредоточиться на аромате напитка, смакуйте его вкус! Китайцы это делают так, словно полощут рот, а только потом проглатывают. Всё это необходимо для того, чтобы, как пишут чайные пьяницы, слиться с энергией напитка, забыть о суете, почувствовать покой и умиротворение. Может быть, у вас и получится, так как одного пакетика хватает в среднем на 5–7 заварок. И не забудьте слить воду после первой заливки, чтобы смыть пыль.

Велосипедный рай

Но не будем больше пытать читателя погружением в ароматный мир местной гастрономии. Сменим тему и поговорим, например, о... мотороллерах и мопедах. Точнее, о том, как китайцы любят лёгкий и мобильный транспорт и что им это даёт.

Масштабы развития велоинфраструктуры в Китае поражают

За полторы недели пресс-тура в Китае мы побывали в трех провинциях, нескольких городах и везде на улицах видели почти одну и ту же картину: сотни местных жителей, передвигающихся по дорогам и тротуарам на мотороллерах, мопедах, велосипедах и так называемых трёхколесных автомобилях – саньлуньче. А куда им деваться? Если бы все китайцы пересели на автомобили, предполагаю, что вся страна превратилась бы в одну большую пробку, несмотря на все автомобильные развязки и автобаны.

Сложилось впечатление, что больше всего велосипеды уважают в Чэнду (провинция Сычуань). В Пекине, к примеру, ездоки на двухколёсных встречались гораздо реже. Вообще раньше считалось, что Поднебесная – это рай для велосипедистов, и еще десяток лет назад по городским дорогам здесь колесили в буквальном смысле тысячи китайцев. Соответствующие фото можно найти в интернете. Сегодня такое зрелище в прошлом. Благосостояние народа растет, китайцы пересаживаются на автомобили, и на дорожках, выделенных для движения велосипедистов, стало куда свободнее. И тем не менее, даже сегодняшний уровень развития велоинфраструктуры в Китае внушает уважение.

Уже упомянутый Чэнду запомнился большим количеством велопарковок, которые здесь находятся в нескольких сотнях метров друг от друга. И это вовсе не наши парковки, где в лучшем случае можно увидеть десяток-другой велосипедов на приколе. На чэндунских велопарковках стоят (или небрежно брошенные лежат на боку) по полсотни великов, которые используют в качестве общественного транспорта. Очень часто велопарковки находятся рядом со станцией метро. Местные жители пользуются велосипедами для того, чтобы добраться из дома до подземки или из подземки до места работы. То есть в течение дня один человек может прокатиться несколько раз на разных велосипедах.

Катание на двухколесном транспорте – не бесплатное удовольствие. За пользование общественными велосипедами нужно заплатить. Это можно сделать, установив специальное приложение на смартфон и отсканировав QR-код, который есть на каждом велосипеде.

Три колеса

Ещё больше, чем велосипеды, китайцы любят мопеды и мотороллеры. На них ездят все – и мужчины, и женщины, и клерки в костюмах и при галстуках, и девушки на шпильках. Зачастую на одном мотороллере можно увидеть целую компанию – два взрослых пассажира на сиденьях и впереди малыш. В тропических провинциях, где солнце печёт, как духовка, водители мопедов используют накидки, которые помогают закрыть руки и ноги от жгучих лучей.

Любимый китайцами саньлуньче, трёхколёсный атомобиль

Чаще всего китайцы используют модели с электродвигателями – так в КНР заботятся об охране окружающей среды. Благодаря этому на городских улицах не слышно стрёкота двухколёсной техники, который так раздражает слух российских пешеходов. Поначалу это очень удивляет – словно кто-то «убавил» звук в городе.

Но есть у китайских мопедистов своя, не самая привычная для россиян особенность: владельцы мопедов передвигаются по дороге как им заблагорассудится. Могут и через две сплошные проехать, и по пешеходным переходам. Так что будете когда-нибудь в Чэнду или Ченчжоу или любом другом китайском городе, выходя на «зебру», крутите головой на все 360 градусов.

Но самый оригинальный китайский вид транспорта – это саньлуньче. Трёхколёсный автомобиль в КНР можно увидеть в самых разных модификациях. Его используют как такси, передвижные кафе, магазины с фруктами и овощами, грузовики и просто личный транспорт. Нередко можно видеть комичную картину — когда саньлуньче едет с грузом, по размеру раза в два превышающим габариты автомобиля.

Зелёный знак

Но хватит шуток. Нам есть чему поучиться у китайских чиновников, отвечающих за развитие экологически чистого автопрома. Ещё несколько лет назад в Китае начали выдавать особые — зелёные — номерные знаки для владельцев электрокаров. У машин, передвигающихся на бензине, знаки синего цвета.

Зеленые знаки дают автомобилисту ряд преимуществ. Такие машины могут использовать для движения автобусные полосы в любое время. Кроме того, на водителей не распространяется запрет на использование машин в определенные дни недели. Всего в КНР выдано уже более 150 тыс. зеленых номерных знаков. И Китай планирует продолжить политику освобождения от налога с продаж при покупке электрических или гибридных машин. Благодаря этому рынок экологически чистых автомобилей в Поднебесной растет быстрыми темпами. Так, в 2017 году было продано 600 тыс. таких машин – на 51,4% больше, чем годом ранее.

* * *

Мы много увидели в Китае за те полторы недели, что длился пресс-тур. Но ещё больше не увидели. Великую Китайскую стену, Запретный город в Пекине и одну из самых больших статуй Будды в мире, высеченную в горе Линъюньшань... Надеюсь, я всё-таки когда-нибудь увижу всё это, потому что вернуться в Китай очень хочется.