В каких словах останется 2018 год?
Под занавес года всегда было принято подводить итоги, но подведение итогов лингвистических — всё-таки веяние нового времени. Весьма любопытное, на наш взгляд. О чем говорили в 2018-м и в каких словах он останется в нашей памяти? Этот вопрос мы задали профессору НовГУ, доктору филологических наук Татьяне ШМЕЛЁВОЙ:
— Поиск слов года сегодня носит уже индустриальный характер: объявляют словари всех стран, отслеживают запросы в поисковых системах, ищут в Фейсбуке и придумывают сами. Тем не менее и нам можно сообщить о своих наблюдениях.
Мне кажется, в этом году слишком часто звучало слово «война»: реальная война в Сирии, которой не видно конца, информационная война, гибридная война, война с Телеграммом и с рэперами, да и Первая мировая война, окончание которой отметили в Париже, Отечественная война — как о ней вспоминать, дискутируют в нашем городе до сих пор. Печальный симптом.
И, наверное, рядом с ним можно поставить слово «пенсия» — никогда столько не говорили о ней и пенсионном возрасте. Возмущения, подсчеты, примеры и наряду с этим шутки, например, о том, что долголетие — это месть государству.
Почти все признают словом года «новичок» — название газа, которым будто бы отравили Скрипалей. Наряду с фамилией этого нашего соотечественника и его дочери вошел в поле всеобщего внимания английский город Солсбери, мало кому известный до этого. Из Англии же пришло словечко «брексит» — выход Британии из Европейского Союза, который все обсуждался, но пока так и не совершился (пару лет назад обсуждали «грексит» — выход Греции, который остался в разговорах).
В политике больше всех говорили о Трампе — как его не любят американцы, что он написал в Твиттере, встретится ли он с Путиным, выведет ли войска из Сирии.
Кое-что внес в словарь года спорт. Корейский Пхёнчхан, где проходила Олимпиада и где не было российских спортсменов, а были представители олимпийского движения. Замечательное слово «мундиаль» заполнило лето и оставило в памяти вкус победы наших футболистов. У него образовалась русская родня: «мундиалить», «самый мундиалистый», «мундиальненько».
И важный источник тем для говорения — юбилеи. В этом году говорили о Державине, которому исполнилось 275 лет, о Горьком (ему исполнилось 150 лет, как и Николаю II), о Тургеневе (отметили 200-летие, и столько же Карлу Марксу), 125 лет — Маяковскому. И уже второй год мы отмечаем столетние годовщины — расстрела царской семьи, комсомола и орфографической реформы. Последнее столетие дало повод говорить об орфографии, продемонстрировав наивные представления об этом аспекте языка.
К сожалению, много приходилось говорить о трагедиях. Видимо, знаками этого года останутся «Зимняя вишня», керченский стрелок, убийство наших журналистов Орхана Джемаля, Кирилла Родченко и Александра Расторгуева в Центрально-Африканской Республике и саудовского журналиста Джамаля Хашогги (или Хашоджи) в посольстве этой страны в Стамбуле.
Если говорить о новгородском словаре, то у нас теперь есть новое слово «скир» — ирландский кисломолочный продукт; у слова «береста» появилось новое значение — карта для оплаты проезда в автобусе. И среди ключевых фамилий новая — мэр города Бусурин. А новая школа уже носит хорошо известное нам имя Каберова.
Так можно представить слова 2018 года.