Четверг, 19 декабря 2024

Редакция

В ожидании

На покосе водной растительности на Ильмене задействована современная, мощная техника

Фото: автора

Рыбе нужна помощь, а рыбакам — мелиорация. Но не всегда их желания совпадают

В 70–80-е годы прошлого столетия рыбохозяйственная мелиорация в пойме озера Ильмень проводилась ежегодно с привлечением сил рыболовецких колхозов и ПМК. Основной упор делался на выкос водной растительности и расчистку русел малых рек. Но вот уже более 20 лет эти работы на озере не проводятся, что не могло не сказаться на запасах ценных пород рыб.

Западня для мальков

О чём сегодня говорят, что беспокоит промысловиков и большую армию рыбаков-любителей? Конечно же, рыбные запасы в Ильмене. Небольшое количество осадков в летнее и осеннее время, малоснежные зимы привели к обмелению рек и озер.

Какой рыбак не мечтает о хорошем улове

— Из-за этого, а также из-за того, что протоки, связывающие многие небольшие озерки вокруг Ильменя, заилились, заросли растительностью, рыба из них, когда они мелеют, не может выйти и погибает, — с тревогой говорит рыбак-промысловик с более чем двадцатилетним стажем Алексей ЛЯШЕНКО. — По этой же причине весной, когда начинается нерест, рыбе не зайти на многие нерестилища. Стоит ли при этом удивляться, что сейчас в Ильмене не так много рыбы, как было раньше?

Старожилы-поозёры любят вспоминать, какие большие лещи, судаки, щуки водились в Ильмене, а само озеро кишело рыбой. Даже удочкой, на которой вместо лески был сплетенный конский волос, а согнутый гвоздь, которым прибивали дранку на крышах, служил крючком, можно было добыть хороший улов. При этом знатоки непременно отметят, что тогда новгородцы не только брали богатство из этого крупнейшего в области водоема, но и немало делали для того, чтобы это богатство не иссякло. Речь, конечно же, идет не только об охране рыбных запасов, а в первую очередь о той работе, которая проводилась на озере, — о рыбохозяйственной мелиорации. О тех временах вспоминает председатель регионального общества охотников и рыболовов Николай ШИЛОВСКИЙ.

— Мы не просто лопатами расчищали воротки, чтобы рыба могла выйти из отрезанных водоёмов, а проводили эту работу в больших масштабах, — говорит Николай Семенович. — Хоть давно это было, но помню, что в один год мы даже заключили договор с ПМК в Панковке. Она зимой, когда стояли крепкие морозы, перебросила технику мимо Холыньи к озеркам Опархино, Кузьмиха, Гуменец. Было проведено углубление проток, связывающих эти небольшие водоемы с Ильменем. Это позволило предотвратить в них гибель рыбы в течение длительного периода и способствовать увеличению ее численности в этих озерках. Вот бы вернуться к таким работам!

Не по нашему хотенью

Правды ради следует сказать, что попытки и небольшая работа по спасению рыбы предпринимались несколько лет назад: прокапывались каналы, по которым из водоемов уходила вода, а с ней и рыба. Но это была капля в море. Больше, даже при всем желании, рыболовецкие хозяйства сделать не смогли, да и не могут, так как самовольничать на озере никому не позволено. Всё должно делаться на основе существующих законов.

— Прежде чем где-то начинать что-то копать, нужно получить разрешение в Северо-Западном управлении федерального агентства по рыболовству, — рассказали нам в крупнейшем рыболовецком хозяйстве области ООО «Красный рыбак». — В свое время мы туда обращались, но безрезультатно, хотя успели подобрать 70 рыбаков, готовых заняться этой работой. У нас порядка 20 отрезанных мелководных озер, некоторые — по 10–15 гектаров, в них много рыбы.

Что делать в этой ситуации? Это не однократно обсуждалось в правительстве области, решению данной задачи были посвящены заседания областного рыбохозяйственного совета. Что в итоге? Последовали решения.

Восходящие потоки

В сентябре 2016 года Президент России Владимир Путин и премьер-министр Дмитрий Медведев встретились с рыбаками на озере Ильмень. Среди них был и индивидуальный предприниматель, занимающийся рыбным промыслом, Сергей АЛЕКСАНДРОВ.

— Тогда мы попросили высоких гостей оказать помощь в сохранении способа вылова рыбы с помощью сойм, который используется на Ильмене почти тысячу лет, — сказал Сергей Васильевич. — А также укрепить кадрами рыбоохрану, обеспечить Новгородское отделение ГосНИОРХ судном, так как его ученым, специалистам не на чем было выходить в озеро для проведения исследований. Еще была одна просьба — осуществление на Ильмене рыбохозяйственной мелиорации.

По этим обращениям Владимир Путин дал поручения соответствующим министерствам и ведомствам. Часть из них выполнена. В частности, увеличен штат рыбоохраны, укрепилась ее материальная база, ученые Новгородского отделения

ГосНИОРХ обеспечены комфортабельным судном для проведения исследовательских работ, решен вопрос с использованием сойм. А вот рыбохозяйственная мелиорация буксует, а вернее сказать — не проводится. Ее должны были начать еще в 2017 году на Нише, в районе деревни Войцы — на одном из самых больших нерестилищ на озере. Здесь на значительной площади предстояло провести дноуглубительные работы, об их масштабах говорит тот факт, что необходимо изъять 123 тысячи кубометров песка, ила.

В поисках «золотой середины»

Поначалу Северо-Западный филиал «Главрыбвода», на который возложена организация этих работ, убеждал, что нужно подождать, пока в Нише понизится уровень воды, чтобы можно было использовать технику. Но подошла осень, а воды так и не убавилось, и подобранная техника — земснаряд с небольшой посадкой, баржа с экскаватором, о готовности которых в любой момент начать проведение мелиорации неоднократно заявляли представители Северо-Западного филиала «Главрыбвода», — так и не приступила к работе.

В 2018 году согласно разработанной программе дноуглубительные работы должны были проводиться на следующем, не менее важном объекте — реке Мсте. И на этот раз нашлась причина, не позволившая задействовать технику: всё лето ждали, когда в Ильмене поднимется уровень воды, а он так и не поднялся ни летом, ни осенью. Попытки доставить технику к Нише, так как именно с неё должны начаться мелиоративные работы, не увенчались успехом.

В связи с этим напрашивается вопрос: «Разве перепад уровня воды в Ильмене — такая уж редкость?». О том, что уровень прыгает то в высшую, то в низшую стороны, неоднократно говорили члены областного рыбохозяйственного совета. Более того, они предлагали предусмотреть в проекте использование такой техники, которая сможет работать при небольшой воде и наоборот. Но к этим пожеланиям в Северо-Западном филиале «Главрыбвода» не прислушались. Правда, неплохо решается другая задача, также направленная на увеличение рыбных запасов в Ильмене, — покос водной растительности. Используя современную технику, за прошлый и предыдущий годы были скошены травяные заросли на 70 гектарах в наиболее значимых для нереста рыб районах Ильменя.

Главное требование

Вчера, 15 января, на совещании в комитете охотничьего хозяйства и рыболовства области вновь обсуждали вопрос рыбохозяйственной мелиорации на озере Ильмень.

Начальник Северо-Западного филиала «Главрыбвода» Дмитрий ШМИДТ заявил, что дноуглубительные работы в текущем году начнутся, как и было определено, с реки Ниша. Причем сразу после завершения весеннего нереста рыб. А это ориентировочно может быть даже в июне. Сейчас завершается приём заявок от предприятий, организаций на участие в аукционе, по результатам которого будет определен победитель.

— Не получится ли так, как было в прошлые годы: организация выиграла аукцион, а имеющиеся у неё мощности не позволяют проводить мелиоративные работы? — поинтересовались присутствующие.

— В условиях участия в аукционе прописано, что подавшие заявки должны быть готовы к выполнению дноуглубительных работ как при высоком, так и при низком уровне воды в Ильмене. Это одно из главных требований.

Добавим, что бороться за право вести мелиорацию на Ильмене будут и новгородские предприятия и организации.